Понятие и сущность культуры

Материалы » Понятие и сущность культуры

Культура – от латинского глагола colere – «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere производны слова colonus – «то, что населяется» и cultus – «то, чему поклоняются».

1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении – «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрной сфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием и развитием человека.

Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106–43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин – это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.

2. В классическом древнегреческом обществе сформировалась концепция «пайдейи» (воспитанность, образование), согласно которой культура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью гражданина к различным формам общественной деятельности (ср. энциклопедия: encyclos – «круг», paideia – «образование»).

3. В Средние века широкое распространение получило понятие «культ», имеющее высокий духовный смысл: через культ человек обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Русский философ Павел Александрович Флоренский (1882–1943) в работе «Столп и утверждение истины» указал на центральную роль культа во всей культуре, связывая культ с особой человеческой деятельностью – литургической, производящей характерные реалии – святыни. Культура вырастает из культа, из приобщения человека к священной, мистической реальности.

4. В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество, создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура – сфера гуманитарных занятий – «studia humanitatis» (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика). В центре внимания – творец – Человек.

5. В философии Нового времени (XVII–XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума; преодоление ложных авторитетов и предрассудков (Ф. Бэкон (1561–1626); культура – освобождение разума от влияния страстей и аффектов (Р. Декарт (1599–1650); культура как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместной жизни (Т. Гоббс (1588–1679). Культура как совокупность человеческих умений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности (И. Гердер (1744–1803); культура как сфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724–1804) и др.

6. Некоторые современные подходы к пониманию культуры:

– Культура – сфера духовности (идеационный подход);

– Культура – мир ценностей (аксиологический подход);

– Культура – совокупность артефактов (искусственных, созданных человеком предметов и явлений) (антропологический подход);

– Культура – это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий (функциональный подход),

Существует около 500 определений культуры.

Известный российский культуролог А.Я. Флиер так трактует культуру: Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Другие публикации:

Грета Гарбо
(настоящая фамилия Густафсон, 1905 – 1990 года) дебютировала в шведском кино в фильме «Бродяга Петер» (1922 год). В 1924 году она сыграла первую большую роль в «Саге о Йесте Берлинге» шведского режиссера Морица Стиллера (1883 – 1928 года) ...

Культура начала 19 века
Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом ...

Фрески Кносского дворца
Не следует, однако, думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторые особенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблю ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы