Все греческое искусство периода поздней классики и эллинизма носило противоречивый характер. «В нем уже утратилась ясная вера в гармоничную красоту и совершенство жизни, ослабевает тот дух гражданской героики, который естественно порождался самими условиями жизни полиса в эпоху его расцвета». На этот период приходится кризис полиса, что отразилось и на искусстве данного периода. Важным фактором становления эллинистической культуры стало взаимодействие традиций собственно греческой и восточной культур. Это воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической культуры проявилось не столько в общем характере тех или иных направлений культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей, примером чему может послужить Галикарнасский Мавзолей. Но ряд прежних черт все же сохраняется, например, главной художественной задачей остается изображение совершенно прекрасного человека, искусство по-прежнему тесно связано с монументальной архитектурой, как и раньше художники часто обращаются к мифам.
Для архитектуры IV века до н.э. характерно стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного правителя или божественных сил. Все эти черты можно найти в грандиозном монументальном надгробном памятнике – гробнице Мавсола в Галикарнасе.
В конце первой половины 4 века до н.э. правителем Карии был Мавсол. По словам римского архитектора Витрувия (I в. до н.э.), Мавсол, «обратив внимание на то, что Галикарнас является естественным укрепленным местом, удобной гаванью и выгодным рынком, основал там свою резиденцию. Это место напоминает вогнутый выгиб театра. И вот в самом низу, вдоль порта был устроен форум; на середине высоты выгиба, на месте крутого прохода, сделана просторная и широкая улица, по середине которой сделан мавзолей такой превосходной работы, что считается в числе семи чудес света. На вершине крепости, по середине ее – храм Марса… На вершине правого крыла – храмы Венеры и Меркурия. Храму Венеры и Меркурия на правой стороне соответствует на левом крыле царский дворец, расположенный Мавсолом по собственному его замыслу».
После его смерти в 352 году до н.э. жена Мавсола Артемисия воздвигла ему надгробие в виде огромного архитектурного сооружения, получившего название Мавзолей (Мавсолей). В древности это надгробие считали одним из самых удивительных и замечательных сооружений, оно поражало воображение своими размерами, величием, богатством и красотой украшений. Витрувий пишет, что Мавзолей входил в число семи чудес света. Павсаний писал о Мавзолее: «Видел много замечательных могил, и особенно могу указать на следующие две, одну в Галикарнасе, другую в столице евреев… Та, что в Галикарнасе, сделана в честь галиканасского царя Мавсола. По размерам она так велика и так художественно украшена, что даже римляне, если хотят выразить свое удивление каким-либо знаменитым памятником, говорят: «Настоящий Мавзолей». Таким образом, гробница Мавсола стала нарицательным наименованием монументального надгробного сооружения – Мавзолея.
Другие публикации:
Некоторые вопросы технического совершенствования
Использование спецэффектов в игровом кино имеет свою историю. Частично мы уже упоминали об этом. Первый раз подобные эффекты использовались в коротком фильме "Казнь Марии, королевы Шотландии". В этом фильме, созданном на студии ...
Архитектура и изобразительное искусство
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной эк ...
Виды графики
В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов.
Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, лубок)
Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка т. п.)
Журнальная и газетн ...