Начало XX века стало началом новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А. Горского и М. Фокина, по-новому утверждавшими идейно-художественные принципы театра. В новых режиссёрских системах соединились воедино искусство балетмейстера, режиссёра, артистов, композитора, художника. Первым выступил за обновление старого и за создание нового реалистического балета Александр Алексеевич Горский (1871-1924).
Свои лучшие спектакли (больше 50 балетов) он поставил на московской сцене. В них он стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а так же утвердить новые приёмы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
Горский был широко образованным человеком. Он мог дирижировать оркестром, рисовал, знал в совершенстве систему записи танцев, изобретённую В.И. Степановым, что очень помогало ему в работе. Кроме театра, А. Горский преподавал в петербургской школе теорию танца.
Первый балет Горского в Москве – «Дон Кихот», который впервые был поставлен здесь же Петипа. Вокруг спектакля развернулись ожесточенные споры. Поддерживали Горского молодёжь труппы во главе с Л.А. Рославлевой и М.М. Мордкиным, передовой демократический зритель, молодые художники.
Прежде всего, это было не возобновление старой постановки, а новая редакция балета. Горский для оформления спектакля пригласил молодых художников-станковистов, которые создали новые декорации и костюмы. Используя режиссёрские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Л.Иванова, Горский изменил общепринятые каноны классического танца, обогатив его элементами народных танцев.
Очень важно то, что Горский изменил стиль работы с труппой. До того как начать работу над спектаклем, он провёл беседу с артистами, и когда началась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали своё место, свою роль и своё отношение ко всему происходящему.
Следующей постановкой Горского в Москве стал балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер практически заново поставил 1-й акт, сохранив, однако, всё лучшее, что было в хореографии Петипа и Иванова, в целом усилил действенность спектакля. Премьера прошла успешно.
В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой своего первого самостоятельного балета «Дочь Гудулы», по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Эта тема в балете не была новой. Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нём был сделан на массовых сценах. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в области создания хореографической драмы, в которой все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Стремясь к исторической достоверности, Горский увлекался чисто внешними моментами, что приводило к натурализму и было известным недостатком постановки.
Будучи человеком передовых взглядов и чувствуя нарастающий революционный подъём, Горский стремился средствами балета указать на недостатки современного ему общества. Один за другим он ставит такие балеты, как «сказка о рыбаке и рыбке», «Баядерка», «Волшебное зеркало», «Дочь фараона». И хотя все они были раньше поставлены Сен-Леоном или Петипа, Горский придавал им своеобразную трактовку, выделяя мотивы социальной несправедливости. Обновляя балеты классического наследия, он давал им более долгую жизнь. Положительным было и то, что Горский в сложное предреволюционное время обратился к прогрессивным, общественно значимым идеям. Результатом его многолетней деятельности в Москве явился содержательный, преобразованный, обновлённый репертуар балета Большого театра.
Балет всегда был и остаётся загадочным видом искусства. Его признают многие, а понимают лишь избранные. Балет – одно из самых изящных видов искусства, проявлением которого является строгий, подчинённый собственным законам танец. В его основу ложатся плавные, размеренные и всегда утончённые, завораживающие движения.
Другие публикации:
XX век: человек в мире и мир человека
Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм (антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мироздания начали ставить человека с его сознательной деятельностью, эмоциональной сферой, логик ...
Хореография на подступах к самоопределению
Среди других видов искусства в эпоху Возрождения начинает выделяться танцевальное искусство. Танец становиться особенно популярным и достигает в своем развитии небывалых успехов. Если в предыдущие эпохи танец был всего лишь частью культа ...
Смысл как идея: синтез необходимого, истинного и реализуемого
Нет проблемы выбора между интуитивизмом, растворяющим смысл и осмысление в индивидуальной психике, и трансцендентализмом, превращающим смысл в самодовлеющую сущность. Конкретное живое осмысление предполагает актуализацию полной смысловой ...