Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска в 1514 г., памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» на пл. Ильинские ворота создана в память воинам времен русско-турецкой войны 1877–1888 гг. В последние годы XX века на Поклонной горе была сооружена церковь Св. Георгия Победоносца в честь павших на полях сражений Великой Отечественной войны.
Начиная с эпохи Петра I, преобладающей формой памятников становятся светские монументы и сооружения — главным образом триумфальные ворота и арки. Первые деревянные триумфальные ворота в Москве появились в 1696 г. по случаю празднования взятия Азова. Затем арки сооружались в честь побед в Северной войне, а также по случаю императорских коронаций. Триумфальные ворота, возведенные в 1742 г. в честь коронации Елизаветы Петровны, стали называть «Красными воротами». Деревянные «Красные ворота» сгорели в 1753 г. и были восстановлены в камне в 1753–1757 гг. по проекту архитектора Д.В. Ухтомского (уничтожены в 1927 г.).
В честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Москве и в честь «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин» в Москве было решено возвести Триумфальные ворота. Каменная однопролетная Триумфальная арка строилась в 1827–1834 гг. на площади у Тверских ворот на месте деревянной, сооруженной в 1814 г. для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Заграничных походов после победы над Наполеоном. Автором проекта стал архитектор О.И. Бове, скульпторы — И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Возведенная в стиле ампир, Триумфальная арка была украшена многочисленными отлитыми из чугуна деталями, шестью парами двенадцатиметровых колонн, а также скульптурами и горельефами. Над карнизом — аллегорическая фигура Победы и венчавшая арку колесница Славы.
В 1936 г. арка была снесена и воссоздана в 1966–1968 гг. на новом месте — у Поклонной горы (ныне — площадь Победы). При восстановлении беломраморная облицовка была заменена гранитной, все недостающие скульптурные детали, а также колонны были вновь отлиты из чугуна.
Первым скульптурным памятником в Москве стал памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, скульптора И.П. Мартоса, установленный в 1818 году на Красной площади. Над проектом памятника И.П. Мартос начал работать в 1804 г. Он создал выдержанную в духе гражданского пафоса скульптуру, образным решением которой стала двухфигурная скульптурная группа: сидящий князь Д.М. Пожарский, опирающийся левой рукой на щит и стоящий рядом с ним К.М. Минин. Оба легендарных героя, одетых в античные одежды, держат один меч в ножнах, как символ освобождения российской столицы. На постаменте памятника сделаны надписи: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». В бронзовых горельефах, укрепленных на постаменте, отражены деяния великих россиян: «Сбор пожертвований К. Мининым» и «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы». Скульптуру привезли в Москву из Петербурга водным путем и установили в центре Красной площади лицом к Кремлевской стене, но ближе к зданию Торговых рядов. За создание этого памятника И.П. Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Позднее, уже в XX в. памятник переместили к Покровскому собору, где он и находится по сей день.
Другие публикации:
Эволюция готики
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к ...
Примеры субкультур.Музыкальные субкультуры
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субку ...
Развитие белоруской
литературы
Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни ...