Черты коврового стиля приглушались в Коринфе красочностью декора. Коринфские мастера, сильно подверженные влиянию восточного искусства. В своих росписях мастера применяли чёрный лак, белую краску, коричнево-лиловатый пурпур, наложенный на терракотовый тон. Также коринфские изделия - это чаще всего небольшие флаконы для масла. Росписи на аттических вазах напоминают коринфские, но отличаются более развитым сюжетом.
Своеобразный вариант коврового стиля, представленный в архаике, можно увидеть в расписных аттических амфоре конца 7-нач.6 вв. до н.э., тулово которой занято крупными изображениями летящих Горгон (рис.5). На шейке сосуда в композиции выделено особое поле изображения битвы Геракла с Кентавром Нессом. На фризе верхней части мерно шествуют утки. Ритм движений, эмоциональный строй здесь не такой, как в центре сцены, глее в характере линии проступает взволнованность, приподнятость чувств. Мастер старательно заполняет орнаментом узорами промежутки между фигурками и предметами, подобно тому, как это делал художник геометрического стиля. Но характер рисунка совершенно иной.
К прекрасным образцам Родосских ваз 7 в. до н.э. относится эйнохоя (рис. 6), украшенная фризовыми композициями и орнаментом, плетённым на горле. Формы кувшина не сухие и резкие как в геометрических вазах, а сочные, пухлые. Поверхность сосуда разделена на фризы-полосы, заполненные мерно движущимися животными - козлами и ланями. На широких плечиках эйнохои кроме реальных животных и птиц мастер показал и огромного крылатого сфинкса.
Много расписных, иногда причудливых форм фигурных сосудов в виде головы зверя или человека находится теперь в Средиземноморье: на Балканском полуострове, в Малой Азии, Южной Италии, в Северном Причерноморье (Ольвия). Так, на Кикладских островах найден кувшин в виде грифона (рис.7) . Здесь преобладает геометрический стиль.
Чернофигурная и краснофигурная вазопись.
Стремление художника и возможно более точная передача образов реального мира, желание подробнее рассказать, сильнее взволновать, ярче выразить ту или иную идею определили кризис коврового стиля, в росписях которого основное место занимал орнамент.
Чернофигурный стиль отличался от коврового рядом существенных особенностей, мастера реже изображали животных и растений, чаще обращались к человеку, представляли его, прежде всего, в каком-либо сюжете, чаще всего в мифологической ситуации. Орнамент, подчинивший в себе обрамление сцен порой украшал узорами донца горла. Они подчёркивали переходы в формах ваз, места крепления ручек.
Вазописцы постепенно отказывались от системы фризов и предпочитали помещать сцены в крупных клеймах. Заполнявшие пустые места между фигурами узоры начинали исчезать. Выдвижение сюжетного начала, оттеснение декоративности приводило к упрощению красочной палитры. Нередко применявшиеся ранее пурпуры и белая краска теперь использовались гораздо реже.
Особенности чернофигурной техники достаточно отчётливо проявляются в коринфских вазах уже в конце 7 - начала 6 вв. до н. э. и в продукции керамических мастерских Беотии, Лаконики, Ионических городов и, конечно, Аттики, с центром в Афинах. В композициях 6 в. до н. э. начинала усложняться сюжетная канва, появлялась многофигурность.
Выразительный памятник ранней чернофигурной вазописи является коринфский кратер с многофигурной сценой, изображающей отъезд царя в походе против Фив. Манера работы красочным цветовым пятном отличает вазы коринфских мастеров от родосских. На кратере в залитом лаком силуэте процарапаны иглой легко и свободно детали рисунка. Исполнены они с большей артистичностью, как и положено небрежно заходят за края контура.
Отличны от росписи Коринфа, рисунки на чёрнофигурных вазах из Южной Греции (Лаконики). Своеобразие лаконских композиций проявляется не только в тематике, но и в живописной манере. Там художники любят изображать воинов-гоблитов с сильно процарапанными глазами, волосами, мускулатурой.
Ионийскую керамику 6 в. до н. э. всегда можно отличить от лаконской по сюжету и по стилю росписи. Она овеяна большей поэтичностью, в её росписях чаще появляется природа, мастера предпочитают гибкие и плавные линии. На дне одного из киликов художники расположили по всей поверхности два больших дерева, широко раскинувших ветви. Они показали человека, бегущего с восторженно поднятыми руками, птенцов в гнёздах и птиц, несущих им в клюве червяков. Прямых резких линий в этой росписи не найти.
Другие публикации:
Зарождение самодеятельного художественного творчества
в недрах народной художественной культуры
С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого.
"Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические ...
Предложения по внедрению основ менеджмента в деятельность музея «Анна
Ахматова. Серебряный век»
С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век». Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия р ...
Коммерциализация
граффити и его становление в поп-культуре
После обретения повсеместной популярности и относительной законности, граффити перешло на новый уровень коммерциализации. В 2001 году компьютерный гигант IBM запустил рекламную кампанию в Чикаго и Сан-Франциско, в которой были показаны лю ...