Музыкальные финалы - значительная часть концертно-зрелищной программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала оставляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие десятки тысяч людей.
А теперь следует рассмотреть функции музыки в концертно-зрелищной программе. Музыка в зависимости от условий ее применения в программе может нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.
Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность персонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки помогает организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального искусства. Песня, инструментальная пьеса, короткая музыкальная фраза могут достаточно полно создать музыкальный образ персонажа или отдельных групп людей. Это имеет особенно важное значение для представлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно. Текст без микрофона донести до людей сложно, поскольку часто исполнителей и зрителей разделяет довольно большое расстояние. Здесь на помощь приходит музыка.
Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Музыка, в особенности песня, обладая чувством времени, вбирает в себя психологию и настроение тех лет, когда она создавалась. Не случайно песни считают музыкальным документом эпохи. Знание этих возможностей музыки помогает постановщикам концертно-зрелищных программ более эффективно использовать ее для достижения достоверности, передачи настроений, мыслей и чувств людей -участников исторических событий.
Одна из функций музыки - создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, - помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию.
Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример - тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом - обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.
Другие публикации:
Культура XX века
Кризис культуры представляет собой сложный социально-исторический феномен, порождающий множество философско-социологических интерпретаций как в русле теорий социокультурного прогресса, так и в аспекте специальных дисциплин. Под кризисом к ...
Об иранском кино
Кино в Иране появилось в прокате в 1900 году. Это были импортированные фильмы и кинохроника. Первый иранский игровой фильм "Аби и Раби" был снят в 1930 году (режиссер Аванес Оханиан).
С появлением звука фильмы на персидском язы ...
История становления и развития сети учреждений культуры
для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской ...