Один из наиболее интересных периодов истории архитектуры Украины — конец XIV — первая половина XV века. На западных землях, которые меньше других потерпели от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывают многие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П.Штехер в 1360 году, продолжали работы И.Гром и А.Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши.
Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками.
В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.
В центре города Чортков Тернопольской области расположен островерхий костёл святого Станислава, построенный в 1731 году как главный храм монастыря кармелитов.
Сравнение конструкций романики и готики.
В исследовательской части работы я решила по нескольким аспектам сравнить архитектуру романского с архитектурой готического стиля. Таким образом я более наглядно смогу показать новшества в готическом строении, а главное - полученные от них преимущества.
Итак, первый вопрос: как распределяется нагрузка в здании?
Ответ: в зданиях романской архитектуры нагрузку передают все стены собора по всей длинне, а в готической архитектуре нагрузку передают элементы каркасной системы. Важное отличие от романики - эти элементы не сплошные, они равномерно рассположены по периметру всего здания.
Второй вопрос: какую функцию несут колонны?
Ответ: в сооружениях романского стиля колонны не несут особого значения, они являются лишь средством декора, а в готической архитектуре колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами играют чуть ли не главную роль, они являются главными несущими элементами здания.
Третий вопрос: какие элементы несут основную нагрузку здания?
Ответ: в романтике несущими являются массивные стены толщиной в несколько метров, а в готической архитектуре основную нагрузку несут тонкие стены. Они возведены между колоннами и являются несущими перегородками.
Четвёртый вопрос: какие размеры могут иметь здания?
Ответ: в романском стиле объёмы здания небольшие, так как они напрямую зависят от толщины стен, и если увеличивать объём здания, то обязательно нужно утолщать и без того массивные стены. Этот процесс является трудоёмким и не выгодным. В готической же архитектуре нововведения позволяют строить соборы колоссальных размеров.
Пятый вопрос: какова высота потолков и освещённость здания?
Ответ: в романтике потолки не очень высокие, оконные проёмы очень малы, поэтому освещённость внутри плохая, а в готической архитектуре своды очень высокие, окна огромны по своим размерам. За счёт этого создаётся хорошая освещённость внутренних помещений.
И шестой, заключительный вопрос: каково отношение внутренних помещений?
Ответ: в соборах романского стиля внутренние помещения разграничены массивными колоннами, стенами и перегородками, а в соборах же готического стиля внутренние помещения визуально объединены в одно целое. Этого эффекта помогает достичь тонкость опорных колонн.
романтика |
готика |
нагрузку передают стены по всей длине собора |
нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания |
колонны не имеют особенного значения |
колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания |
толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку |
тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками |
небольшие объемы здания |
собор может иметь колоссальный размер |
потолки не очень высокие |
своды очень высокие |
все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами |
помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн |
Другие публикации:
Пророчество Исайи
"И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать та ...
Гай Джонсон
Гай Джонсон (Guy Johnson) – американский художник. Один из столпов и основателей фотореализма, яркий представитель поп-арта и гиперреализма. Родился в 1927 году в Форт-Уэйне, штат Индиана. В 18 лет он завербовался в армию и прослужил в ам ...
Проблемы использования новейших технологий в современном
кинематографе
Возникновение компьютерных спецэффектов в кино внесло существенные изменения. В экранной культуре возникли новые возможности, новые проблемы. И нам надо определить эти проблемы и эти возможности, если мы хотим эффективно использовать нову ...