Изображения руки

Материалы » Наскальные рисунки » Изображения руки

Одним из важнейших мотивов доисторической наскальной живописи повсюду на земле были человеческие руки. Их изображения встречаются в большом числе в пещерах Гаргас и Кастильо, в несколько меньшем количестве в двадцати других пещерах франко-кантабрийской области. Все изображения можно разделить на негативные, возникшие обведением красной приложенной к скале руки, и позитивные – отпечатки окрашенных рук или рисунки. Получить отпечаток было несложно: для этого художник наносил на ладонь толстый слой красящего вещества и попросту прикладывал ее к стенке пещеры. Иногда полученные отпечатки дополнительно ретушировались, а в отдельных случаях можно встретиться и с фальшивыми, старательно нарисованными «отпечатками». Негативных изображений гораздо больше, чем позитивных, причем преобладают изображения левой руки, так как при изготовлении такого «негатива» художник попросту прикладывал одну руку, чаще всего левую, к стене, выполняя другой, свободной, рукой все необходимые операции (например, держал на весу сосуд с краской). В пещере Куньяк в порядке исключения изображены лишь кончики пальцев.

Рисунки рук выполнены, как правило, красной или черной краской, реже желтой, в единичных случаях и белой. Иногда можно встретить изображения маленьких, явно детских рук, и даже крошечные руки грудных младенцев.

Найдены также стилизованные рисунки, которые обычно трактуются как изображения рук, или, скорее, предплечий. Это длинные толстые линии с расширением на конце, законченным тремя или четырьмя коготками или пальцами. На некоторых «предплечьях» намечен как бы волосяной покров. Сегодня трудно «расшифровать» смысл этих рисунков.

В целом можно сказать, что человеческая рука – исключительно распространенная тема палеолитического искусства во всем мире. Но сам по себе этот мотив не является показателем древности рисунка, так как он сопровождал человека на протяжении значительной части его истории, от палеолита до наших дней. Смысл этих рисунков можно толковать по-разному. Этнографические данные говорят о том, что эта любопытная группы доисторических наскальных рисунков может пониматься как символ собственности, неприкосновенности, как знак «вход воспрещен» или как магический символ, охраняющий от нечистой силы.

Другие публикации:

Культура России Нового времени
XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской национальной культуры. Этот факт обусловлен, прежде всего, коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, осуществляемыми в России Петром I. В отличие о ...

Культура советского общества, современная социокультурная ситуация
Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в э ...

Исторический очерк
В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы