Смольный монастырь

Материалы » Национальный характер творчества Растрелли » Смольный монастырь

Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей. Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток – колокольня, собор, восточный корпус – подчеркивает смысловое значение монастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляет собой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися по высоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль – идеал православного зодчества

Вся композиция постройки отличается необыкновенной пластичностью, совершенством пропорций и создает впечатление устремленности ввысь. Вокруг собора расположены четыре церкви, которые организуют общее пространство в форме креста.

Основной массив четырехстолпного храма завершен пятиглавием. К центральной главе с куполом на высоком барабане примыкают по диагонали небольшие угловые главки. Близко продвинутые к центру, они составляют целостную группу богато разработанного верха храма.

Собор отличается разнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшении использована позолоченная лепнина. Колонны и пилястры, охватывающие каждый этаж, сосредоточены на углах ступенчатых ризалитов, которые выступают из основного массива здания. Сочные раскреповки антаблемента подчеркивают пластику храма.

Смольный монастырь, в те годы расположенный еще за пределами города, у излучины Невы, задуман был также с парадным двором, в центре которого находился главный собор, а кругом - жилые корпуса. Въезд должен был подчеркиваться высокой многоярусной башней-колокольней, не осуществленной в натуре, но о замысле ее можно судить по замечательной проектной модели (ныне в музее Академии художеств СССР, Ленинград).

Другие публикации:

Растреллиевское барокко
Осенью 1743 года умер Земцов, не успев окончить начатого им весной 1742 года Аничкова дворца, предназначавшегося Елизаветой для Алексея Разумовского. Было выведено уже два этажа, и работы продолжались под присмотром земцовского ученика Дм ...

В.Э. Мейерхольд – традиции - авангард
В мощном потоке театральных исканий 20-го столетия видную роль играл российский сценический авангардизм. Авангардизм в данном случае рассматривается как одна из составляющих модернизма, увлекшего значительные круги художественной интеллиг ...

«Философствующие» неформалы
Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» пред ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы