В первое десятилетие XIX века позиции классицизма остаются сильными. Одним из ведущих мастеров этого направления был Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867), которому удалось превратить давидовский классицизм в академическое искусство. Энгр не принимал революционности Давида, в своем творчестве он стремился обрести полную независимость от своего времени и обращался за сюжетами только к прошлому («Жанна д`Арк на коронации Карла VII», «Эдип и Сфинкс» и др.).
В XIX в. с приходом романтизма классицизм трансформировался в ампир: стиль империи, характеризующийся монументальностью, респектабельностью в интерьере, изысканностью и роскошью во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы.
Центральным пунктом немецкой классики, ознаменовавшей грань между классицизмом и романтизмом стала эстетика Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Программным произведением Гете стала трагедия «Фауст» (1808, 1830 гг. создания), в которой художник показывает человека, уже совершенно не способного доверять установленной на все времена истине – ни научной, ни философской, ни религиозной, в которую верили люди XVIII в. Фауст – герой XIX в. – он не знает, что ему делать. В первой строке Евангелия от Иоанна, которую он решает перевести, его смущают слова «В начале было Слово» - и он переделывает их: «В начале было Дело». Но уяснить себе, в чем же заключается человеческое дело, Фауст не может. И тогда к нему является искуситель Мефистофель, который предлагает Фаусту изведать, «что значит жизни полнота». Знакомство с этим «знанием» оборачивается несчастьем для героини трагедии Маргариты.
Классицизму Гете противостоял зарождающийся романтизм, а также барокко, представленные в творчестве немецкого писателя, сентименталиста и преромантика – Жана Поля (1763-1825), создавшего «энциклопедию стилей», которая была осуществима лишь в переходную эпоху литературного развития (роман «Титан» и др.). Жан Поль – автор крылатой фразы «мировая скорбь», ставшей любимой последующими романтиками.
Романтизм возник в результате разочарования в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма – между мечтой и действительностью.
Романтизм претендовал на всеохватность взгляда на мир, на обобщение всего человеческого знания: идеи романтизма относились к философии, политике, экономике, медицине и проч. В центре романтической эстетики – творческий субъект, гений, убежденный в универсальности своего видения действительности.
Другие публикации:
«Страшный суд»
Тема Страшного Суда – одна из самых важных, распространенных и впечатляющих в истории искусства средневековой Европы: это традиционный сюжет в витражах и рельефах готических соборов; из иконографических программ романской монументальной ж ...
Вилла Фарнезе
Пала́ццо или ви́лла Фарне́зе (итал. Villa Farnese), в отечественной литературе также замок Капрарола, — укреплённая ренессансная усадьба кардинала Алессандро Фарнезе в местечке Капрарола, в Лацио, в 50 км к северо-западу от ...
Первобытная культура
Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека т ...