Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в

Материалы » Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в

Страница 4

Если памятник Растрелли следовал европейской традиции изображать правителя – цезаря, античного героя, Э. М. Фальконе начал с того, что отложил традиционный образ монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря. Фальконе переосмысливал и барочные, и классицистические тенденции, не допускал догматического отношения ни к тем, ни к другим. Его памятник Петру I на Сенатской площади – шедевр мировой скульптуры. Сам автор говорил о своём творении: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Фальконе создал его в духе нового века, в духе просветительской философии. Фальконе создал самый значительный, грандиозный образ Петра. Это объяснимо с позиций воздействия произведения искусства – а воздействие «Медного всадника» на зрителя поистине велико: в памятнике воплощен извечный конфликт страсти и разума, при этом сам памятник несет в себе гармоничное разрешение этого конфликта. «Медный всадник» нашел множество отзвуков в образах других искусств, поскольку стремление к абсолютной гармонии – высшая цель любого вида искусства.

Мы рассмотрели самые известные работы мастеров XVIII века, отобразившие личность Петра I. Несмотря на многообразие форм и идей, отображённых на полотнах, образ Петра – это образ идеального правителя, мудрого полководца, просветителя, реформатора, образ сильной, выдающейся личности, способной перевернуть ход истории. На фоне всех работ резко выделяются портреты Никитина, который смог открыть нам Петра с революционно новой стороны. С его полотен на нас смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость, которому необходимо естественное тепло. Тонкий психологизм его работ может быть объяснён близостью самого художника к царю. Напротив, работы зарубежных авторов полны пафоса и торжественности. Пышность одежд, символичность поз и предметов создают образ, аналогичный славным европейским монархам, а это значит, что Петра приняли в Европе, его слава действительно прошла по всему миру, Российская Империя приобрела столь желанное могущество.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие публикации:

Камнерезное дело Тывы
Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе на ...

Символы в наскальном искусстве
На стенах пещер позднепалеолитических стоянок можно часто видеть условные обозначения, знаки и символы, иногда выгравированные, чаще нарисованные. Они то встречаются изолированно, нередко в тупиках подземных галерей, как бы скрытые от гла ...

Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы