Польская музыкальная культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности. Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 году польская культура получила возможность преобразования- страна стала независимым государством.
Появились замечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как Йосиф Гофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей - Бронислав Губерман, Павел Кохановский.
Важным фактором в развитии польской музыки стала деятельность творческой группы «Молодая Польша», которая была организована в 1905 году в Варшаве. Композиторы - Мстислав Карлович, Кароль Шимановский, Людомир Ружицкий, Бжегож Фишельберг- поставили цель преодолеть академическую рутину и провинциализм, господствовавшие в музыкальной жизни страны; стремились приобщить публику к достижениям современной европейской музыки, а также поддержать прогрессивные устремления творческой молодежи. Участники группы устраивали концерты новой польской музыки, пропагандировали ее за границей, осваивали новые художественные идеи начала 20-го века, стремясь сочетать их с развитием традиций Шопена и Монюшко. «Молодая Польша» просуществовала недолго (распалась после кончины М. Карловича), успев сыграть прогрессивную роль в истории польской культуры.
Не менее важным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество Кароля Шимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.
Имя Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил варшавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Но не только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.
Не связывая себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога Зигмунда Носковского.
Ранний период творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной музыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет более крупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации на тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная фактура, творческая непосредственность.
В первые же варшавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливая музыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач Павел Кохановский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировую карьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом, талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки, неистовым поклонником Рихарда Штрауса, и другими талантливыми музыкантами, которые составляли вышеупамятный актив «Молодая Польша».
Во многих работах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа- периода: «романтический», «импрессионистский» и «народный». Первый период заканчивается монументальным сочинением- Второй симфонией, написанной в 1910 году. До нее написанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909 года. Автор остался крайне недовольным своим детищем, больше не направлял его на эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась в рукописи. Другое дело- Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлением Фительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре.
Другие публикации:
Япония и Европа
Очень сложно провести параллели между культурными феноменами, происходящими в Японии и Европе приблизительно в одно и то же время.
Прошлое Японии в разное время видится по-разному. Изменение принципов видения культуры – одно из проявлени ...
Арабо-исламская культура
Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние ...
Лайза Миннелли
Актерская культура досталась Лайзе Миннелли (родилась в 1947 году) по наследству от отца, известного режиссера Винсента Миннелли прославившегося своими киномюзиклами, и от матери – знаменитой актрисы Джуди Гарленд, звезды, взошедшей на го ...