Клас Олденбург — человек, ставший «позором» своей семьи и одновременно одним из основоположников американского поп-арта. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым», — сказал об этом направлении другой основоположник. Однако К.Олденбург заработал на этом «пустом сосуде» столько, что смог купить себе скромную яхту «размером с небольшого кита».
«Я за искусство, которое не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое. Я за искусство, которое вырастает и не подозревает о том, что оно — искусство . Я за искусство, которое смешано с повседневной чепухой и все же поднимается наверх . Я за искусство, развертывающееся, как карта, которое вы можете сжать, как руку своей подружки, или даже поцеловать».
Клас Тур Олденбург
Cамая настоящая духовка с аппетитнейшими кусками мяса. Рука так и тянется потрогать, отрезать, попробовать . Но не стоит этого делать — перед нами всего лишь раскрашенный макет, созданный художником из марли, мешковины и простого пластыря.
При чем же здесь искусство? Совершенно не причем. Вы участвуете в хэппенинге, хотите вы того или нет. Эта духовка с мясом, являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни, — идеальная декорация. Изо дня в день мы встаем, готовим себе на плите завтрак, обед и ужин. Каждый день, совершая обычные, ни к чему не обязывающие действия, мы играем одну простую на первый взгляд пьесу, называется – жизнь.
Признание на поприще поп-арта пришло к Олденбергу в 1961 году, когда он открыл свой проект «Магазин». Стилизовав интерьер студии под обычный магазин, он заполнил ее копиями товаров народного потребления, выполненными из папье-маше и других нетрадиционных материалов.
Духовка Олденбурга, созданная им для этого проекта в 1962 г., должна была стоять на самом видном месте, чтобы любой входящий в студию мог сразу же увидеть ее. Разложенное на ней мясо должно было быть реальным настолько, насколько это возможно. Копченое и жареное, оно должно было выглядеть так, «чтобы у посетителя потекли слюнки, даже если он только что плотно и вкусно пообедал». И все ради того, чтобы страждущий потянулся к горячему аппетитному кусочку и встретил упругую и гладкую искусственную поверхность. Посетитель испуганно отдергивает руку – художник в восторге: в легкой игровой манере ему удалось напомнить об иллюзорности нашего мира.
С олденбурговской духовкой происходит то же самое, что и с пейзажами на картинах художников. Когда мы смотрим на настоящий холм с настоящим деревом, мы пытаемся понять, что же это за дерево? Если яблоня, то есть ли на ней яблоки и спелые ли они? А разглядывая холм на картине Коро или Рейнолдса, мы вешаем ярлык «шедевр». И тут же спешим на рынок покупать яблоки, совершенно забыв о «шедевре». То есть реальность для нас все-таки важнее искусства. Олденбург подменяет «шедевр» реальностью, но не вкладывает в эту подмену особого смысла. Художник показывает нам нашу жизнь, причем показывает так, что буквально на глазах жизнь становится искусством. Или все же искусство — жизнью?
В начале 1950-х появилась идея создания «мягких скульптур» — фирменного технического приема художника. При этом мягкость в данном случае — понятие не буквальное, скульптуры могли быть выполнены и из плотных материалов. Главное — впечатление мягкости, обтекаемость форм, округлые линии «плавящихся» предметов.
В начале 2000-х был отмечен резкий рост цен на работы художника. Сегодня графика Олденберга на мировых аукционах продается в широком диапазоне от 8 до 30 тысяч долларов. Цены на живопись высокого качества могут запросто «перешагивать» 500-тысячный рубеж.
Другие публикации:
Символика цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрол ...
Гармоническое содержание «Венгерского рондо » Гайдна
В биографической литературе мы не нашли обозначении или объяснения понятию «венгерское». Но зная биографию Гайдна, что жил он в имении Эстергази венгерского князя. Общение Й. Гайдна и князя было на уровне простого люда. Все относились к н ...
Возникновение жанров
«Киномоголы» стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...