Понимание культуры в новое время

Материалы » Эволюция представлений о культуре » Понимание культуры в новое время

Страница 2

Школа диффузионистов. В конце XIX – начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Ф. Ратцелем и Л. Фробениусом.

Ф. Ратцел, понимая односторонность подходов эволюционисов, поднимает вопрос о культурных контактах, заимствованиях, подражании как проявлении содержания культурно-исторического процесса. Л. Фробениус выдвигает теорию “культурного круга”. В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, он распространяется по всему миру. Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня. Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования. То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей. Эта школа опровергает эволюционный подход к понятию культуры, пытаясь представить ее не как систему, а как сочетание разрозненных моментов.

Неокантианство (баденская школа). Представители этой школы (Генрих Риккерт, Вильгельм Виндельбанд) формируют аксиологическое осмысление культуры. В соответствии с их подходом, природа – это действительность вне ценностей, а культура – это действительность с точки зрения ценностей. В связи с этим необходимы различные подходы для постижения данных реальностей. Все науки они делили на науки о природе (естественные) и науки о культуре (исторические науки), которым характерны и свои методы. В основании естественных наук лежит номотетический, обобщающий метод, направленный на выработку общих законов. Исторические науки о культуре руководствуются идиографическим, индивидуализирующим методом, что позволяет рассматривать каждое явление культуры как нечто самоценное, уникальное. Для определения величины индивидуальных различий в бесконечном разнообразии феноменов культуры неокантианцами был выработан критерий «отношения к ценности». Естествознание свободно от ценностей, к ценностям имеют отношение науки о культуре.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Основные ценностные доминанты античной культуры
Существует несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во множество богов. Религия – фундамент любой культуры. Если сравнивать античную классику и средневековье, то разница в мировоззрении б ...

Гомеровская Греция
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского по имени легендарного автора эпических поэм “Иллиада” и “Одиссея”, описавшего это время.Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их неп ...

Годы кризиса
Серьезно повредило американскому кинопроизводству телевидение, ставшее для кино конкурентом номер один. Во второй половине 40-х зрители стали реже посещать кинотеатры. Все больше людей проводили вечера перед телевизорами, количество котор ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы