И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-1954), "Весна" (1954), "Лето" (1959-1960), "Ужин трактористов" (1961). Не случайно в названиях многих из них присутствует нечто емкое, обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Эдуара Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Доминика Энгра?
Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.
Но . Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-1970) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.
Рис. 1 - А. Пластов «Купание коней»
Изображение коня – тема для искусства вневременная, вечная (рис. 1). С этими прекрасными животными связаны многие стороны хозяйственной, спортивной и эстетической жизни человека. Мифы, легенды почти всех народов земли связаны с этими благородными животными. Недаром во многих языках мира существуют идентичные выражения, смысл которых таков же, как и в русском варианте – за хорошего коня и полцарства не жалко. Конь – до недавнего времени составлял неотъемлемую часть жизни европейского человека и продолжает оставаться таковым для народов Азии. Конь помогает в войне и одновременно обеспечивает красоту торжественных церемоний, символизирует власть, силу, воплощает красоту, является преданным другом - спасет хозяина в немыслимых ситуациях, всегда вынесет раненного из пекла боя. А что значило это животное для сельчан и говорить не стоит – основная рабочая сила, без которой никуда - просто не выжить. Именно поэтому «конская тема» нашла яркое отражение в творчестве нашего великого земляка А.А. Пластова, певца тружеников земли. В его картинах, посвящённых жизни сельчан, с их незамысловатыми, простыми, на первый взгляд, сюжетами сокрыт глубокий философский смысл. Красота этого благородного животного передаётся художником с особой любовью и пониманием.
Другие публикации:
Кровать как дизайнерский проект
Высшая цель современной кровати - стать продолжением человеческого тела, то есть максимально приблизиться к анатомическим формам. Например, каркас кровати с изменяемой геометрией настолько перенял анатомию живого существа, что напоминает ...
Клас Олденбург
Клас Олденбург — человек, ставший «позором» своей семьи и одновременно одним из основоположников американского поп-арта. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым», — сказал об этом направлении другой основоположник ...
ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные
представители
В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Кул ...