Социальные типы культуры
Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.
Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры "для всех", свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг "хлеба и зрелищ" древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX - нач.XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе "Восстание масс" рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. "Что ждет массового человека и какой жизнью ему суждено жить?" – задавал вопрос испанский философ и отвечал: "Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом в чужую".
Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, - черты массового продукта.
К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:
– индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).
– рекламу и моду;
– систему средств массовой информации и пропаганды.
Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. "Народные массы" начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен "политических религий": фашизм, американизм и проч.
Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.
Контркультура - это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде "Становление контркультуры" (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше, его концепцию сверхчеловека. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Контркультура культивирует спонтанное, неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела и т.д.
Другие публикации:
Мебель барокко и классицизма
Барокко («причудливый»). Конец ХVI-первая половина ХVIII вв. Родился в Италии, но развитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность ...
Росси
Громадную роль в создании неповторимого облика Петербурга сыграла многолетняя плодотворная деятельность замечательного зодчего Карла Ивановича Росси (1775—1849), в молодости ученика и помощника архитектора Бренны.
Ансамбль зданий Главног ...
Оригинальность
Образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая индивиду ...