С конца 1950-х – начала 1960 –х годов в изобразительном искусстве заявила о себе большая группа художников. Начинать было тяжело, потому что в это время партийные структуры развернули борьбу с абстракционизмом и формализмом «как одной из форм буржуазной идеологии».
Пожалуй, самым именитым художником военного поколения, который пришел в живопись в конце 50-х и представил на суд общественности свои первые работы, был Михаил Савицкий. Это были полотна «Песня» (1957 г.) и «Честь долга» (1958 г.). В начале 60-х художник начал работать над темой партизанской борьбы с фашизмом. В результате явился ряд полотен, таких как «Партизаны» (1953 г.), «Витебские Ворота», «Оршанский патрульный», «Патруль. Блокада» (1967 г.), «Наказание смертью» (1968 г.). Особую известность среди его работ получили «Партизанская мадонна» (1957 г.) и «Партизанская мадонна (Минская)» (1968 г.) это символический образ республики-партизанки с одной стороны, и образ белорусской женщины, несущий идею вечной жизни на земле с другой Эти произведения подтверждают героический смысл человеческого бытия, ставят конкретные проблемы жизни и смерти, ответственности и самопожертвования.
Важное место в творчестве художника занимает тема труда. Раздумьями про судьбу родной земли, труд как основная ценность жизни, пронизаны полотна «Урожай» (1966 г.), «Хлебы» и «Рабочие» (1968 г.), «В поле» (1972 г.), «Рожь» (1975 г.), «Хлеб нового урожая» (1979 г.).
В 1974 – 1980 гг. у Савицкого появляется цикл «Цифры на сердце». Это документальные полотна (Савицкий был узником Бухенвальда и Дахау), в которых показаны ужасы фашистских концлагерей («SОS», «побег», «Этерсберг – Голгофа ХХ века», «Отбор» и др.).
Живописную манеру Савицкого отличает монументальность изобразительных средств и прочтения образов. Работы художника явились значительным вкладом в развитие белорусского и мирового изобразительного искусства. М Савицкий лауреат Государственной премии СССР 1973 г. За цикл «Героическая Беларусь» и настенную роспись «Отечественная война 1944 год», Государственной премии БССР 1970 и 1980 гг. (картины «Наказание смертью», «Хлебы», «Рабочие», и цикл «Цифры на сердце») . Ему присвоено звание народного художника БССР в 1972 году и народного художника СССР в 1978 году.
В 70-х - 80-х гг. мы наблюдаем небывалую, по сравнению с 50-60 – ми гг., свободу выбора сюжетов, пластичных поисков, колористических возможностей, разнообразие манер письма. Живописный язык каждого художника легко узнаваем. Надолго запоминаются произведения Щемилева, Ващенко, Горячего, Скрипниченко, Товстика, Марочкина.
Демократизация общественной и культурной жизни конца 80-х - начала 90 –х гг. сделала реальностью открытый диалог со зрителем художников, заявивших о своей независимости от традиционной иерархии материальных и духовных ценностей. Одно за одним возникают неформальные объединения «Галiна», «Форма», «Плюралис», «Квадрат». Экспонируются выставки нетрадиционного искусства, открываются галереи.
Произведения многих современных художников (Залазного, Задорина, Ксензова, Кузнецова и др.) напоминают об искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров «серебряного века». В противоречивом нашем времени художники снова обращаются к аллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянность воспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.
Из многообразия современной живописи выделись два имени: Н.И. Счастной, и Н. Селещука.
Другие публикации:
Романтизм в музыке
Представлен творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта (1797-1828), итальянцем Н. Паганини (1782-1840); немцем К. М. фон Вебером (1786-1826). Величайшие музыкальные произведения создаются Л. ван Бетховеном (1770-1827), Ф.Шопеном (1810 ...
Некоторые вопросы технического совершенствования
Использование спецэффектов в игровом кино имеет свою историю. Частично мы уже упоминали об этом. Первый раз подобные эффекты использовались в коротком фильме "Казнь Марии, королевы Шотландии". В этом фильме, созданном на студии ...
Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра
Третьей координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление, с которого ведется съемка, - установка фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту в центральной позиции или смещение точки съемки от центра ...