Развитие библиотечной науки в 19 веке

Материалы » История библиотечной науки » Развитие библиотечной науки в 19 веке

Страница 1

В начале 19 века в России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений, положившие начало созданию государственной системы народного образования. Развитие просвещения и издание книг создавали необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечной науки в стране. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей, формированию читательских кругов из среды купечества, мещанства, разночинцев. В связи с реформой народного образования в России значительно расширилась сеть библиотек при учебных заведениях. К началу 30-х годов в России насчитывалось уже 62 гимназические библиотеки, ряд библиотек существовал при уездных училищах. Дальнейший рост технических и других специальных учебных заведений способствовало развитию сети соответствующих библиотек. Так, в первой половине 19 века в связи с открытием новых специальных училищ и институтов создаются библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров и др. В связи с развитием науки и открытием университетов в России в начале 19 века стали возникать университетские библиотеки. В первой половине 19 века открываются пять новых университетских библиотек - в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Киеве. Старейшей и наиболее значительной была библиотека Московского университета, открытая еще в 18 веке и имевшая в начале 19 свыше 20000 томов.

Университетские библиотеки, как указывалось в уставе университетов 1804 года, создавались ”для распространения наук и просвещения”. Заведующий или библиотекарь избирался советом университета из числа профессоров. Кроме того, назначался помощник из адъюнктов или магистров. Правительство предоставило университетам право беспрепятственной выписки книг и периодических изданий из-за границы. Иностранные издания непосредственно поступали в университетские библиотеки, благодаря чему последние получили возможность приобретать запрещенные произведения, хотя их использование строго контролировалось. Библиотеки университетов находились на государственном бюджете. И хотя в 1837 году сумма на содержание библиотек была увеличена, университетские библиотеки испытывали острый недостаток денежных средств, что отрицательно отражалось на комплектовании книжных фондов. Университеты, были лишены возможности своевременно и в необходимом количестве, приобретать текущую научную литературу и периодические издания. Пополнение книжных фондов многих университетских библиотек происходило бессистемно, носило случайный характер и зависело в основном от добровольных пожертвований. В университетских библиотеках велась большая работа по организации, каталогизации и классификации книжного фонда, по разработке оригинальных систем библиотечных классификаций. Не удовлетворялась применявшаяся в западноевропейских университетах факультетской системы расположения книжных фондов, библиотекари русских университетов применяли свои классификационные системы.

Во всех университетских библиотеках имелись рукописные каталоги книжного фонда, некоторые из них составлялись на карточках и назывались “подвижными”. Отдельные университетские библиотеки (Московского, Казанского университетов) издавали печатные каталоги. Организации обслуживания читателей в университетских библиотеках были присущи существенные недостатки. Фондами библиотеки могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университета. Только некоторые библиотеки (Московского, Казанского и Киевского университетов) имели характер публичных и были открыты для «посторонних» читателей. Правилами университетских библиотек и других высших учебных заведений категорически запрещалось выдавать книги читателям, не принадлежащим к университетам. Неудовлетворительно было организовано обслуживание студентов. Доступ в фундаментальную, или главную, университетскую библиотеку студентам запрещался или умышленно затруднялся различными формальностями и ограничениями. По распоряжению правительства для студентов в университетах создавались особые фонды, так называемые казенные студенческие библиотеки. Эти библиотеки комплектовались только справочными изданиями–учебниками, словарями и др. В первой половине 19 века фундаментальной библиотеки Казанского университета принимал активное участие выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский. Всех, знавших Лобачевского, поражала широта его познаний и необыкновенная начитанность. Требования Лобачевского о комплектовании библиотеки, “новейшими сочинениями”, наиболее фундаментальными научными работами и книгами, приносящей “пользу для преподавания наук”, сохранили своё значение и в наши дни, они актуальны и сейчас для любой вузовской библиотеки. Важнейшим источником комплектования фондов при Лобачевском стала подписка на иностранные и отечественные газеты и журналы. Лобачевский справедливо подчёркивал важность своевременного получения научной периодики, «чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы».

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Процесс и проблемы корреляции
Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то нов ...

Эволюция католической музыки средневековья
Я хочу заглянуть глубоко в века. На самом деле, готика – это архитектурный стиль бытовавший в средние века. Его отличительные черты: мрачность, строгость величественность. Но что же тогда происходило с музыкой и имеет ли она какие-либо сх ...

Самые известные кинофестивали США
В Соединенных Штатах более 300 кинофестивалей предоставляют кинозрителям возможность увидеть коротко- и полнометражные картины. Но, конечно, имеются среди этих трехсот и такие кинофестивали, которые завоевали особую мировую популярность и ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы