Греческий полис как социально-политический организм

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Греческий полис как социально-политический организм

Страница 1

К концу VI в. до н. э. завершился трехсотлетний период формирования основ древнегреческой цивилизации

форме полисного строя. Это был новый путь исторического развития, отличный от того направления, по которому пошли древневосточные общества и первичные государственные образования. Общим результатом этого процесса стало появление в Эгейском регионe, Великой Греции и Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований, имевших более или менее сходную социально экономическую структуру, политическую организацию и систему духовныx ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали I классический период своей истории V - IV вв. до н. э., замечательную культуру, которая так щедро обогатила великими достижениями сокровищницу мировой культуры.

Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно было обойти в 2 - 3 дня, с небольшим числом граждан, большинство которых знало друг друга в лицо; было известно происхождение и поведение каждого. В центре полиса находился город, где проживала часть сельского населения, ремесленный люд, торговцы, собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов. Как правило, город располагался на берегу моря с торговыми гаванями и сооружениями, через которые осуществлялись различные морские перевозки и торговые операции. В центре города, обычно на холме, был построен акрополь, окруженный оборонительными стенами, где находились храмы главных божеств города, хранилась полисная казна. Около акрополя устраивалась торговая площадь - агора, где проходила активная деловая жизнь, проводились общеполисные празднества, спортивные состязания. На территории полиса находилось несколько сельских поселений, но городской центр с общим управлением был один. Вот почему полис довольно часто определяют как город-государство.

Как экономическая структура полис предполагал развитие трудоемких отраслей производства, в частности виноградарства, оливководства, многих видов ремесленной продукции (керамики, изделий из металлов), которые требовали больших денежных вложений, квалифицированной рабочей силы, передовых технологий, но зато приносили значительный доход. Полисная экономика не только обеспечивала жизнедеятельность своего населения, но и создавала запасы продукции, которые могли пускаться в товарное обращение. Приморское положение многих греческих полисов создавало благоприятные возможности для активного обмена по морским путям.

Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких земледельцев и торговцев. Рабов было немного, однако в процессе укрепления товарно-денежных отношений их численность возрастала. К концу VI в. до н. э. в большинстве полисов ядром социальной структуры полиса являлся коллектив свободных граждан. Кроме коренных жителей в полисах могли находиться и греки из других городов, но они не имели гражданских прав. Если они оседали в полисе надолго, то их зачисляли в особое сословие метеков, т. е. свободных жителей, имевших право заниматься ремеслом и торговлей, но не обладавших гражданскими правами, в том числе и правом приобретать землю в частную собственность. Владение земельным участком рассматривалось как важнейшее право гражданина полиса, как основная гарантия выполнения им своих обязанностей перед полисом.

Развитие торговых отношений укрепило неравенство и послужило нарастанию социальной напряженности. Для поддержания некоторого единства гражданского коллектива, сглаживания имущественных конфликтов, полисные власти принимали некоторые меры: устанавливали земельный максимум, вводили законы против роскоши. Общественное мнение осуждало граждан, занимавшихся накоплением богатств, ведших праздный образ жизни. Достойным гражданином считался: средне зажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство, ревностно выполнял гражданские обязанности, являлся примерным семьянином, доблестным защитником своего полиса.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Гуманизм
Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. [3, с.321] Нижняя его граница не очень ...

Жан Антуан Гро
Следующий великий живописец, о котором нельзя не упомянуть, говоря об образе Наполеона во франузской живописи,- это Жан Антуан Гро (1771—1835). Не тратя время на рассказ его биографии, стоит сразу перейти к интересующей теме. Как жизненны ...

Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы