Сейчас как никогда популярным стало звучное слово «Гжель». За ним нам видиться—красивый белый фарфор с синей кобальтовой росписью чашки, чайники, кувшины, квасники, вазы, скульптурки-игрушки, кукольная посуда. На их ладных емких формах под блеском глазури завораживающе застыли в виртуозных кистевых узорах голубые розы и тюльпаны, птицы, пейзажи, затейлевые сюжеты. Еще в 1970-е годы гжельские изделия можно было спокойно купить даже в сельских магазинчиках. Но вот на наших глазах они вошли в моду, стали престижны для массового коллекционирования. Вместе с тем гжельский фарфор приобретает все более музейный, выставочный характер, все более усложняется его художественный язык.
Художников увлекают ансамблевые работы, уже созданы целые архитектурные сооружения—камины, поражающие артистичным исполнением и богатой сюжетной разработкой. Трудно, а порой невозможно удержаться от модной стихии с ее ослепительной славой и рекламой, уйти от желания удивить покупателя и зрителя.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русски и учёны и М.В. Ломоносов, по цостоинству оценивший гжельские шины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть не1.1." самая чистая и без примешения, где на свете, кою химики девственностью называют, :Езве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас пкельская ( .), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины Х\/111_века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. 1олуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда - сестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый сзрфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отгто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки эзрфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть Х1Х_века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
Другие публикации:
Цифровые технологии в художественной фотографии
1. Переход к цветовому режиму Grayscale. Команда: Image - Mode - Grayscale (Изображение - Режим - Градации серого). В режиме Grayscale для отображения графического документа используется 256 оттенков серого в диапозоне от белого до черног ...
Общая характеристика искусства Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусс ...
Полис древней Греции: его общая характеристика
Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Полис - город, государство, особа ...