В «Мухах» Сартр затрагивает христианскую идею вины. Все жители Аргоса, живущие под властью царя-убийцы, чувствуют глубочайшую вину, но не находят в себе силы свергнуть Эгисфа. Каждый год они устраивают праздник мертвых – люди верят, что из глубокой пещеры души всех мертвых возвращаются на землю, чтобы напомнить живым о смерти. Горожане ощущают страшную вину за то, что смеют жить в то время, как их предки почили в могилу. Орест пытается доказать жителям Аргоса, что им не в чем себя винить, но Юпитер, верховный бог, мешает ему. Темному богу нравится, что люди помнят о дыхании смерти, он наслаждается их нескончаемой виной. Эгисф просит даровать ему покой, он устал править полумертвым городом, но Юпитер говорит, что ему нравится покаяние. Он – аллюзия на интерпретацию Бога христианской церковью. Покаяние – вот удел земного человека. «Сила перед Богом - это бессилие, деньги - прах. Чем больше ты (или твой народ) гордишься собой, тем больше теряешь в вечности. Вспомните, что стало с "Вечным Римом" или "Великой Германией". Максим Исповедник сказал: подлинно твоё - то, что ты отдал» [1]. Наконец, Орест мстит за смерть отца, но ему нет прощения: Аполлон не защитит его от терзаний совести:
Как мухи, мы облепили твое гнилое сердце,
Сердце гнилое, кровоточащее, лакомое.
Как пчелы, сберем гной и сукровицу твоего сердца.
Не бойся, мы превратим их в мед, в прекрасный зеленый мед.
Ненависть слаще нашему лону, чем любая любовь.
Бзз, бзз, бзз, бзз.
И хотя Сартр осмыслил трагедию через призму постмодерна, конец заставляет задуматься о вечных христианских ценностях. Пусть Юпитер представлен, как тиран и кровавое божество, бугагашенька, мотив вечного покаяния и всепрощения сильнее выражает Творца, чем верховный бог.
3. Античная философия
Что же можно сказать об античной системе ценностей? Если в христианстве превыше всего ценится любовь, вера, надежда, самоотречение, жертвенность, кротость, то какова же система нравственных ценностей у античного человека? Здесь уместно поговорить об античной философии. Она подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Периодизация по смене основных проблем:
1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
О натурфилософии, как, впрочем, и о Платоне, я упоминала в первой главе. Натурфилософы были слишком заняты спорами о мироустройстве, чтобы обращать внимание на духовную жизнь человека. В классический период идеалом стали красота и знание. Главные добродетели по Сократу – это умеренность (знание меры), мужество (знание преодоления), мудрость (знание добра и зла) и справедливость. Сократ считал, что истинно свободный человек умеет управлять своими страстями.
Другие публикации:
Письменность
Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек".
В ранней пиктографической письменности с ...
Место и роль «Толкового словаря» В. И. Даля в истории русского
языкознания
Современные русские словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов. Самый известный словарь XIX в, который до сих пор пользуется большим авторитетом и часто цитируется, создал ─ в одиночку! ─ не ...
Ричард Гамильтон
Оценки произведениям Ричарда Гамильтона, порождаются полной и интригующей неопределенностью. Создавая свои замечательные картины и рисунки, он не определяет своего отношения к их содержанию, иначе как техническими средствами. Обычно он не ...