Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Они понимали, что снег не просто белый, трава зеленая, тени черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно. Поэтому, чтобы составить себе представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.
Основными структурными элементами становятся фрагментарность, рискованный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в кадр фигуры. Все части картины возникают в одно время, поэтому они равнозначны. Асимметрия, случайность или неуравновешенность таковой только кажется. В жанровом отношении у импрессионистов нет четких границ: быт перемешан с портретом.
В начале 1876 года была проведена вторая выставка импрессионистов в залах галереи на улице Пелетье. Снова художники не могли выбрать название для своей группы, и на афише был дан нейтральный текст «Выставка, сделанная группой художников». Она проходила с 30 марта по 30 апреля 1876 года. Из 30 участников первой выставки остались только 12.
И вновь критики как один без устали упражнялись в иронии и сарказме, направляя свои стрелы на импрессионистов и их живопись. Вопреки всякой логике, их искусство клеймили даже за служение политическим идеалам. Альберт Вольф в газете «Фигаро» писал: «Эти самоучки присвоили себе титул импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, бросают на полотно несколько случайных тонов и ставят подпись. Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, доходящего до грани сумасшествия». Но в сентябре того же года в лондонском журнале «Арт мансли ревью» вышла большая подробная статья Стефана Малларме, названная им «Импрессионисты и Эдуард Мане». В спокойном и объективном тоне он проанализировал «доктрину» импрессионистов: их решение работать на открытом воздухе и черпать вдохновение в событиях современной жизни, а не в древней истории и далеких мифах.
Затем прошли третья (1877), четвертая (1878-1879) и пятая выставки (1880). Благожелательных отзывов в прессе по-прежнему было мало. Большинство критиков и публики выражали открытую неприязнь. Но как бы то ни было, «импрессионисты» без колебаний продолжали изо дня в день заниматься творчеством.
В начале 1881 года импрессионисты снова собрались вместе, чтобы организовать свою очередную, уже шестую выставку, но расхождения во взглядах на задачи группы становятся все острее и заметнее. Не удалось убедить Ренуара и Моне вернуться в состав участников. Из девятнадцати фигурантов выставки 1880 года осталось только тринадцать. Но, как и в прошлые годы, покупателей на экспонируемые произведения по-прежнему было мало, и выручка от продаж была настолько мала, что в группе импрессионистов оставалось все меньше художников, усматривавших пользу в совместных экспозициях: большинство предпочитали ориентироваться на самостоятельные выставки или на участие в Салоне. Несмотря на это 1 марта 1882 года была открыта седьмая выставка импрессионистов на улице Сент-Оноре и продолжалась целый месяц. Девять участников представили 204 произведения. Несмотря на разочарование, обусловленное явной неудачей, летом 1882 года был организован показ в Лондоне. Фредерик Уэдмор в газете «Стандарт» писал: «…импрессионистов пока что мало знают в Англии. Если сказать о них коротко: им нравится изображать то, что видит человеческий глаз, а не то, что реконструирует ум; а еще они прямо и критично смотрят на проблемы современной жизни и общества, в котором мы живем». И в 1881 и в 1882 году выставки были важны для импрессионистов хотя бы потому, что они засвидетельствовали достижение ими полной творческой зрелости – вершин мастерства, особенно в том, что касается использования цвета.
Другие публикации:
Балет
Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веках. Термин «балет» появилс ...
Библиотечное обслуживание Красноярского края
Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняе ...
Кинофестиваль «Сандэнс»
Кинофестиваль «Сандэнс» (англ. Sundance Film Festival) — национальный американский кинофестиваль независимого кино. Проводится в Парк Сити, штат Юта, США в конце января каждого года.
Организатором кинофестиваля является Sundance Институт ...