Структура и функционирование культуры

Материалы » Теоретические основы культурологии » Структура и функционирование культуры

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами. В ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах. Материальная культура Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека. Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека. Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества.

Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности. Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической. Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений. Духовная культура .Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества. Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой. Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой. Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.Термин “функция” (от лат. functio) буквально переводится как обязанность, круг деятельности и в рамках культурологической науки обозначает способы действия культуры в обществе. Главными функциями культуры считают:адаптации;познавательную;коммуникативную;трансляционную;организационно-регулятивную;воспитательную.

Функция адаптации. Культурная адаптация, т.е. приспособление человека к окружающей природной и социокультурной среде, означает накопление им определенной суммы знаний, навыков и умений, позволяющих наладить коллективное сосуществование людей в конкретных исторических условиях. Познавательная функция. Познавательная (гносеологическая) задача культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать целостное представление об уровне развития конкретного сообщества. Функцию трансляции, передачи социального опыта, обозначают также как информативную или функцию исторической преемственности. Культура передает от поколения к поколению, от одного народа к другому важнейшие элементы социализации: традиции, обычаи, обряды, религию, языковые нормы, бытовой этикет, искусство, идеологию, законодательство, социальные институты и т.п. Коммуникативная функция (или функция общения) предполагает информационный обмен накопленными культурными ценностями. Организационно-регулятивная функция. Совместная жизнедеятельность людей базируется на выработке определенной системы норм и требований, обязательных для всех членов общества в целях обеспечения гармонии межгрупповых интересов. Воспитательная функция. Содержание культуры определяется содержанием человеческой деятельности. Человек в стремлении наиболее полно удовлетворить свои интересы и потребности идет по пути совершенствования созданной им среды обитания

Другие публикации:

Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной разв ...

Развитие белоруской литературы
Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни ...

Основы готической музыки XX века
Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия "готы". Готическая музыка - эмоционально-сильн ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы