Средневековое искусство стран Западной Европы

Материалы » Теоретические основы культурологии » Средневековое искусство стран Западной Европы

Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в.) до начала эпохи Возрождения (XV в.) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким и варварским в противоположность античности и культуре их времени. Позднее ученые пересмотрели эту негативную оценку. В истории западноевропейского искусства средних веков принято различать три периода — искусство раннего средневековья (V— IX вв.), романское искусство и готику. Последние два названия имеют условный характер. Романскими (от латинского слова «Рома» — «Рим») археологи XIX в. назвали постройки X—XII вв., в которых они нашли черты сходства с римской архитектурой, впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом.

Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием.В резиденции Карла в Ахене был построен дворец и рядом с ним — дворцовая церковь — капелла. Она хорошо сохранилась. Романское искусство наиболее ярко раскрылось в архитектуре церковных зданий, их живописном и скульптурном украшении. Романскому храму присуща суровая, мужественная красота, его отличает внушительность и торжественная мощь. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Внутри это помещение делилось рядами опор, столбов или чаще-аркад на более узкие продольные залы — нефы. С западной стороны, где находился вход, его обрамляли или увенчивали башни;Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Фигуры, хотя и приставлены к колонне или стене, стали объемнее, они смелее выступают в реальное пространство. Более разнообразными стали и темы изображений. Наряду с церковными сюжетами появились фигуры античных философов, королей, правдивые изображения представителей разных народов, иллюстрации назидательных басен. Изображения святых стали походить на современников, появились и первые попытки создания портретов светских лиц.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) — вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, Основные элементы театрально-декорационного искусства — декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров — составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Ткачество — один из древнейших видов народного творчества.Культура керамики стояла в Китае очень высоко еще на заре нашей эры. Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV—V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны — бледно-зеленые, слегка просвечивающие чаши и пиалы. К VI в. в Китае появились уже фарфоровые изделия в современном понимании — твердая полупрозрачная посуда со спекшимся черепком, получаемая в результате обжига особой массы, состоящей из каолина (тонко размолотой белой глины), полевого шпата и кварца.

Другие публикации:

Особенности различных картин мира
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира: · масштабность; · чёткость; · эмоциональная окрашенность; · свет и мрак; · присутствие прошлого, настоящего и будущего; · ана ...

Проникновение идей Просвещения в Россию
Почва для распространения идей Просвещения в России была подготовлена реформами Петра I. К концу его царствования страна уверенно шла по пути европеизации и оказалась включенной в культурную орбиту Запада. Быстрыми темпами шло становление ...

Греческий полис как социально-политический организм
К концу VI в. до н. э. завершился трехсотлетний период формирования основ древнегреческой цивилизации форме полисного строя. Это был новый путь исторического развития, отличный от того направления, по которому пошли древневосточные общес ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы