Средневековый Восток

Материалы » Теоретические основы культурологии » Средневековый Восток

С первых веков нашей эры начинается эпоха Средневековья в китайской культуре.

В китайском обществе, как и в древности, по-прежнему был высок статус научных знаний. К важнейшим открытиям относятся изобретения пороха и компаса.

Средневековый Китай – родина книгопечатания. В У111 в. в стране был изобретен ксилографический способ книгопечатания, а в Х1 в. – печать с помощью разборного шрифта. В эпоху Средневековья китайцы особое внимание уделяли синкретизму науки, религии и искусства. Так, в У111 в. была введена система государственных экзаменов, требующих от претендентов на должность чиновника знания не только конфуцианского канона, но и классической литературы, поэзии, искусства и каллиграфии. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Жанр беллетристики возник в 111-У1 вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном». Этот жанр был ведущим в эпоху Тан, да и в дальнейшем пользовался большой популярностью.

В эпоху Сун в Китае возникает повесть. Для эпохи Юань характерен расцвет драматургии. Время господства династии Мин было благотворно для расцвета повествовательной прозы в форме эпопеи и романа. Пейзаж в китайском искусстве, зародившись в первых веках нашей эры, приобрел совершенно самостоятельное значение и стал главным выразителем идейных, эмоциональных и этических взглядов средневекового Китая. Этот жанр живописи оказал колоссальное воздействие на развитие изобразительного искусства Востока – Центральной Азии, Ирана, Японии и Кореи.Храм Кайласанатха (Владыка Кайласа, У111 в.) в Элуре (Эллоре) – лебединая песнь скального зодчества восточной Индии и архитектурный шедевр мирового значения. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Элуре небывалого совершенства. Храм Кайласанатха поражает огромным количеством скульптур и архитектурных деталей. Он как бы тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа – священная гора Гималаев, весь мир.

Для скульптурного искусства Индии традиционно обилие суровых и гневных каменных божеств, взирающих на зрителей из таинственного полумрака. Обычно их изображали в битве со злом или в готовности к подвигам. Гигантские тела индийских божеств, выполненные в смелых ракурсах и резких поворотах, поражают взор как бы бьющей через край жизненной силой. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ.

Другие публикации:

Япония и Европа
Очень сложно провести параллели между культурными феноменами, происходящими в Японии и Европе приблизительно в одно и то же время. Прошлое Японии в разное время видится по-разному. Изменение принципов видения культуры – одно из проявлени ...

Граффити: искусство или вандализм
Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать ...

Микеланджело
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Микеланджело Буонарроти превыше всех искусств ставил скульптуру, хотел быть только ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы