В небывалых масштабах Возрождение реставрировало (во многом утраченные в средние века) связи с культурой Античности (причем как с языческими – латинской и древнегреческой, – так и с христианскими традициями. Существует мнение, что именно Возрождение впервые после патристики и в значительно более серьезных масштабах осуществило синтез двух культурных миров – языческого и христианского). Забегая вперед, можно сказать, что на античной основе будут выстроены многие области культуры Возрождения: система гуманитарных знаний, различные виды изобразительного искусства, архитектура, нормы литературы и т.д. И еще! Пожалуй, впервые человек Возрождения осмыслил Античность как совершенно самостоятельную эпоху в истории культуры, и она стала важнейшим ориентиром для новой (по своей сущности) культуры Возрождения.
Однако не стоит забывать, что типологические черты культуры Возрождения можно выявить не только при сопоставлении с Античностью, но и со средними веками, а также с последующими за Возрождением культурными эпохами.
Отношение людей Возрождения к средневековой культуре было достаточно сложным. В целом, для культуры Возрождения была характерна некая двойственность позиции по отношению к культурному наследию и традициям Средневековья. Но в общем и целом, культура Средневековья воспринималась носителями Ренессанса в явно негативном плане. Средние века для них были эпохой «темного» и варварского времени с соответствующей эпохе культурой. И все же средневековая культура оказала (о чем мы уже вскользь упоминали) определенное воздействие на культуру Возрождения, хотя бы в силу преемственности общего для обеих культур христианского мировоззрения.
Далее. Вероятно, главное отличие Возрождения от предшествующей средневековой эпохи состояло в гуманистическом взгляде на человека. Люди Возрождения верили в величие человека, силу его воли и разума. И поэтому антропоцентризм стал характернейшей особенностью культуры Ренессанса
Другие публикации:
Стиль "барокко" в западноевропейском искусстве
Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называю ...
Андреа Палладио
Современник Виньолы Андреа Палладио (1508—1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко з ...
Культура эпохи Средневековья
Византийская империя возникает в IV в. при распаде Римской империи и существует до 1453 года. В отличие от западно-европейской, византийская культура не испытала значительного влияния варваров. Напротив, последние, в первую очередь славян ...