Натурализм (франц. naturalisme, от латин. nature - природа) - художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети ХIХ века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и стремившийся в произведениях искусства к бесстрастному воспроизведению реальности. В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась существующей, посредством представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:
- достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;
- дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.
Натурализм возник и программно оформился, прежде всего, во Франции. Теоретиком и главой данного направления выступил французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Своеобразным манифестом натурализма стала работа Ипполита Тэна (1828-1823) «Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент», имеющую существенное значение для понимания искусства и означающую:
- национальные особенности личности художника;
- исторический момент, на который приходится его деятельность;
- среду, формирующую его творчество.
Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что постепенно натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводя документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:
- детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;
- исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;
- активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.
На рубеже ХIХ-ХХ веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мо-пассан(1850-1893); немцы - Арно Хольц (1863-1929) и Герхарт Гауптман (1862-1946); англичанин - Джордж Мур (1852-1933). В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве Петра Боборыкина (1836-1921), Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), Ивана Панаева (1812-1862).
Другие публикации:
Культура во времени и пространстве
Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры.
...
Современная
история
Граффити - "уличное искусство" (так же как уличный театр, уличный танец, музыка улиц). Искусство улиц любопытно тем, что нисколько не меняется (суть его десятки тысячелетий назад была той же, что и теперь), в отличие от "вы ...
Пространство и время
Кино называют искусством времени в формах пространства. Передавая свободное движение во времени, писал В. Пудовкин, кино "в полной мере может изображать всю сложность мира, делать ясными глубокие связи между явлениями, легко перенося ...