Раскрывая вопросы данной темы, целесообразно начинать с определения понятия и сущности этого сложного и многогранного явления. По мнению российского философа и культуролога П.С. Гуревича, трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков, как слово «культура». Для того чтобы разобраться в этом сложном явлении, следует рассмотреть самый общий его элемент – этимологию слова «культура».
Термин «культура» появился в Древнем Риме и применялся для обозначения целенаправленного воздействия человека на природу. С одной стороны, под культурой понималось возделывание почвы, обработка земли, а с другой, оно восходит к слову «культ», т.е. поклонение, почитание (отсюда – культ богов, культ предков и т.д.). В дальнейшем значение этого понятия расширяется. Уже у Цицерона (106–43 гг. до н.э.) можно встретить мысль о том, что он подразумевал под культурой развитие и совершенствование духовности человека. Такое понимание культуры можно найти в синтезе более ранних древнегреческих понятий «пайдейя», «мимесис» и «калокагатия».
В эпоху европейского средневековья (V – XIV вв.) под культурой понималась восприимчивость человека божественному влиянию на его душу. Поэтому слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура».
В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) культура рассматривалась как средство духовного раскрепощения личности и состояние души, ориентированное на гуманистический идеал.
В Новое время (XVII в.) культура понималась как нечто, созданное общественным человеком и противопоставляемое природе. Именно в это время данное понятие включаются не только жизненные блага и ценности, созданные человеком в результате преобразования природы, но и достижения в духовной области, которые были результатом образования и просвещения.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) культура понимается как уровень развития человеческого разума и прежде всего достижения в науке и искусстве, справедливости в обществе и государственном устройстве. Свою задачу просветители видели в том, чтобы сделать человека счастливым.
В немецкой классической философии (1-ая пол. XIX в.) культура отождествлялась с различными формами духовного саморазвития общества и человека – моралью, эстетикой, философией (Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах).
В русской научной мысли XIX в. культура понималась как преобразование природного объекта, как критерий нравственного поведения человека, его образования и интеллектуальных способностей.
Обратите внимание на то, что в современной научной литературе имеют место многочисленные дефиниции культуры, отражающие многозначность данного феномена. К ним можно отнести определения описательные, антропологические, аксиологические, исторические, семиотические, функциональные, социологические, психологические и др. Каждое из них пытается дать определение культуры, исходя из специфики своего предмета и своего собственного понимания. Тем не менее, несмотря на это многообразие определений, можно выделить основные качества, присущие культуре: 1) антропоцентризм культуры и всех ее процессов; 2) творческий характер всех культурных процессов; 3) ее ценностная ориентация.
Приступая к вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация», обратите внимание на то, что это один из актуальных вопросов культурологии.
Понятие «цивилизация» было введено в научный оборот в эпоху Просвещения. Первоначально оно тесно связывалось с концепцией общественного прогресса и понималось как процесс (П. Гольбах), но в дальнейшем оно становится таким же многозначным, как и понятие «культура». В XIX – XX вв. цивилизация нередко определялась через ее сопоставление с культурой, начиная с их отождествления до полного их противопоставления. Остановимся кратко на характеристике некоторых из них.
Первый подход связан с тем, что культура и цивилизация могут выступать в качестве синонимов. Такая точка зрения имеет место в учении о культурно-исторических типах русского ученого Н.Я. Данилевского и частично у английского историка А. Тойнби. Так, например, по мнению А. Тойнби, цивилизация выступает как феномен, тождественный культуре, поскольку последняя представляет собой душу цивилизации.
Сторонники второго подхода культуру связывают с гуманитарными ценностями (религией, моралью, искусством), а цивилизация представляет собой техническую и технологическую стороны жизни общества. При данном подходе культура и цивилизация не противопоставляются, а дополняют друг друга. Такую точку зрения можно встретить в трудах западных социологов М. Вебера, Г. Спенсера, А. Тоффлера и других.
Другие публикации:
Коко Шанель
Габриэль Шанель родилась в 1883 г. в бедной семье, где мать постоянно болела, а отец нередко позволял себе "погулять". Когда мать умерла, никто из родственников, даже отец, не захотел заниматься воспитанием Габриэль и двух ее се ...
«Философствующие» неформалы
Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» пред ...
Джакомо да Виньола
Джакомо да Виньола, часто просто Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507—1573) — архитектор-маньерист из Болоньи, который оспаривает у Палладио и Серлио звание самого влиятельного мастера позднего Возрождения. Его центральны ...