Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить основные формы бытия культуры, которые можно свести к следующим основным типам: культура и природа, культура и человек, культура и общество. Решая проблему соотношения природы и культуры, обратите внимание на то, что на всем протяжении становления и развития культурологической мысли имели место разные тенденции в противопоставлении «естественного» и «искусственного». Так, например, софисты и киники в античное время отдавали предпочтение природному состоянию человека и видели лишь отрицательные последствия культуры. Главную цель воспитания они усматривали в том, чтобы помочь человеку вернуться к природе. В эпоху средневековья религиозные воззрения подчеркивали дуализм между человеческим и природным, сознательным и стихийным, но переносили эту противоположность в метафизические основы вселенского бытия. В XVII – XVIII вв. противопоставление природного и надприродного (Г. Гоббс, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо) привело к тому, что начинают складываться представления о человеке как существе, совмещающем в себе как природное, так и искусственное, а общество есть надприродное образование, дополняющее природный мир. По мнению основоположников марксизма, культура, если она развивается стихийно, может оставить после себя пустыню.
Венский психиатр З. Фрейд утверждал, что культура создана человеком для защиты себя от природы. Точка зрения о неразрывной связи между культурой и природой имеет место в учении выдающегося российского естествоиспытателя и мыслителя В.И.Вернадского. С этими и другими подходами к соотношению природы и культуры необходимо ознакомиться при рассмотрении данного вопроса.
Параллельно с процессом преобразования человеком природы идет есто процесс культурного развития самого человека. Потребности и умение производить орудия труда связаны с дальнейшим совершенствованием технологии производства и трудовых навыков, что породило потребности в познании. Сформировавшаяся в процессе общественной практики система культурных ценностей и потребностей в творчестве, красоте, общении и выработанные соответствующие им способности составляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мира животных. Соотношение в человеке природного и культурного породило в науке проблему, над которой вам стоит задуматься. Для того чтобы более подробно разобраться в ней, следует обратить внимание на постановку названного вопроса в учениях Платона и Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейда и других.
Рассматривая вопрос о соотношении культуры и общества, обратите внимание на то, что культура возникает вместе с обществом, и в данном случае она социальна в той же мере, в какой общество есть культурный феномен. Особенность социальной системы определяется ее культурной основой, то есть сложившимися в обществе моральными нормами, традициями и обычаями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом и пр.
Приступая к изучению вопроса о социальных институтах культуры, обратите внимание на понятие «социальный институт». Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере. Социологи утверждают, что социальный институт характеризуется формализацией и стандартизацией общественных отношений. Это касается и культуры. В зависимости от степени дифференциации общественной жизни, соотношение социальных институтов, поддерживающих и распространяющих культуру, менялось. Тем не менее в разные эпохи выделялись следующие социальные институты, поддерживающие и распространяющие культуру. К ним относят: государственный, подчиненный централизованному аппарату власти; церковный, опирающийся на поддержку религии; меценатский, при котором материально состоятельные люди поддерживают творцов элементов культуры; ремесленный, когда предметы материальной и духовной культуры изготавливаются на заказ или продажу на рынке. Особым институтом культуры является праздник, выступающий как событие торжественного характера, проводимое в свободное от работы время.
Другие публикации:
Кокоринов и Деламот
Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современ ...
Художественный образ и символ. Условность в искусстве
Искусство постоянно пользуется художественными образами. Изображая или используя какой-то предмет, автор зачастую наделяет его символическим смыслом. В некотором смысле, изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному колич ...
Смыслообразование и нормативно-ценностные системы культуры
Центральную роль в смысловой структуре и в осмыслении играет надындивидуальный социальный опыт, знание о реальности, общее для всех членов данного общества. Оно хранится не в особом мире значений, а исключительно в формах общественной пра ...