Культура России Нового времени

Материалы » История и теория культуры » Культура России Нового времени

XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской национальной культуры. Этот факт обусловлен, прежде всего, коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, осуществляемыми в России Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в ХVIII в. начинают бурно развиваться светские формы многих видов искусства, В частности, живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Cтоль интенсивное развитие можно объяснить, с одной стороны, тем, что в эпоху Петра I стали интенсивнее привлекаться европейские культурные традиции. Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами осуществлялся с некоторым опозданием. Но поскольку переход этот был подготовлен всем развитием культуры России, новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость. Это проявилось, например, в процессе строительства столицы России – Петербурга – и ряда других городов государства с их многочисленными дворцами, общественными зданиями и сооружениями. Широкую известность получают творения Баженова, Старова, Казакова. Бурное строительство повлекло за собой развитие декоративной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом придавали неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям. Культура ХVIII в. формировалась главным образом на основе национальных традиций, в то же время она впитывала творческие черты наиболее прогрессивных европейских культур, в частности, классицизма.

Одна из основных черт Нового времени заключается в том, что уже в первой половине ХVIII в. заметно повышается роль человека как личности в обществе, соответственно, это оказывает влияние на все стороны развития культуры страны. Совершенствуется политическая система государства, развивается промышленность, наука, культура. Все это требует энергичных, предприимчивых и умелых людей, а как следствие, предпочтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Государственной политикой становится утверждение в искусстве светских начал.

Хорошо понимая насущные потребности страны, Петр I решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. Им поощрялось использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Неслучайно, именно в петровские времена впервые возникла идея создания Академии художеств. Для петровской эпохи характерно, что сам Петр, гордясь талантом россиян, помогал их творческому росту и, руководствуясь идеей государственного блага, всячески поощрял их деятельность.

Переходя к следующему вопросу, нужно сказать, что Просвещение было крупным идейным течением, охватившим большинство европейских стран, не миновало оно и Россию. Просветители с различной степенью глубины и обоснованности стремились проанализировать общественные отношения и государственные формы с позиции свободного, ничем не ограниченного разума. Просвещение в России не было итогом внутреннего развития страны, его идеи были заимствованы, в основном у французов, небольшой прослойкой дворянской интеллигенции, исповедующей идеологию Просвещенного абсолютизма.

Оригинальным проявлением нашего Просвещения была попытка создания «новой породы людей». Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах, русские педагоги-утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, мнения Руссо, что дабы ребенка изолировать, его нужно пометить на Луну или необитаемый остров.

Другие публикации:

Структура, функции библиотеки
Структура библиотеки – совокупность её подразделений, установление их соподчиненности и взаимоотношений, распределение между ними функций и полномочий. Структура зависит от типа библиотеки, её задач, величины книжного фонда, объема и хара ...

Основные закономерности изменений архитектурных типов сооружений и применяемых материалов
Наиболее древний строительный материал в Индии – дерево различных пород (тик, сал, кедр, красное дерево, черное дерево, бабур, сандаловое дерево, дуб, сосна, пальма и др.), а также многие виды бамбука широко использовались в строительстве ...

Эпоха индейских войн в кинематографе США
Американская культура, несмотря на свою относительную историческую молодость, богата и своеобразна. Отчасти это объясняется спецификой населения США, где можно найти представителей едва ли не любой национальности, выходцев из самых разных ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы