Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил путь к подлинному возрождению искусства, но, в сущности, живопись, скульптура и архитектура собственно ренессансными стали лишь в первые десятилетия ХУ в., когда можно говорить о том, что было положено начало радикальным преобразованиям в искусстве ХУ века. Век Кватроченто стал периодом Раннего Возрождения в искусстве Италии.
Лидировала в художественной сфере (как и в гуманизме) столица Возрождения - Флоренция. С конца Х1У в. власть во Флоренции фактически перешла к дому Медичи (хотя они и не занимали никаких официальных постов). В 1434 г. банкир Козимо Медичи стал некоронованным королем Флоренции. Многие годы эта знаменитая династия стояла во главе города, который при них прошел путь от демократической формы правления к аристократической, что, безусловно, сказалось и на развитии искусства ХУ в. Начался век медицейской культуры, которая носила глубоко светский характер (а религиозные темы, которые использовали художники флорентийского Кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей и портретами современников).
В богатой, цветущей Флоренции (где, как мы уже знаем, была основана Платоновская академия; находилась, имевшая роскошное собрание античных рукописей, библиотека Лауренциана и появились первые художественные музеи, наполненные статуями и обломками античной архитектуры, керамикой, старинными монетами и мраморами), в первых десятилетиях ХУ в. появилась группа молодых художников, поставивших перед собой цель обновить искусство. Три флорентийских гения, отцы Возрождения – Брунеллески, Донателло, Мазаччо – открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446) - родоначальник ренессансной архитектуры и одновременно ученый, разработавший законы линейной перспективы, а также скульптор. Главное его творение – грандиозный, 42- метровый в диаметре купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1420 г., прекрасно владевший конструктивными приемами готики, Брунеллески получил заказ на завершение готического в своей основе (Основной темой готических соборов была устремленость к небу, основным направлением – вертикаль. В здании же эпохи Возрождения должно было подчеркиваться горизонтальное членение сооружений) флорентийского собора, заложенного еще в 1295 г. Флорентийцы желали видеть городской собор увенчанным большим куполом, но никому не удавалось перекрыть огромное пространство между столбами, пока за дело не взялся Филиппо.
Современники говорили, что он ездил в Рим, для того,чтобы обмерить руины античных храмов и дворцов. Впрочем, у него не было намерения копировать античные постройки, он хотел лишь найти новые строительные приемы. Удивительно, но Брунеллески удалось осуществить свое желание. В конце концов в 1436 г. он возвел над готическим в своей основе собором Флоренции 42-х метровый в диаметре (диаметр этого купола больше римского Пантеона) восьмигранный купол, который стал символом г. Флоренции: фонарь восьмигранного купола господствует в панораме Флоренции и по сей день.
Оригинальная конструкция купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре положила начало строительству купольных храмов итальянского Ренессанса (вплоть до собора Святого Петра,увенчанного куполом Микеланджело) и тем самым положила начало новаторскому развитию архитектуры Ренессанса.
В 1430—1433 г. Брунеллески построил для Флоренции одно из своих самых прославленных и самых совершенных творений - капеллу Пацци при церкви Санта Кроче (построенная по заказу влиятельного флорентийского семейства Пацци, молельня – капелла Пацци – это маленькое, прямоугольное в плане, крытое куполом здание с портиком, с 6 коринфскими колоннами на фасаде, расположенное внутри монастырского двора); а также детский приют Оспедале дельи Инноченти (в 1421—1444), церковь Сан-Лоренцо ( в1422—1446) и др., в которых использовал принципы античной ордерной архитектуры.
В своих постройках Филиппо в противовес, свойственной готике устремленности здания ввысь, создал архитектуру, вызывающую ощущение покоя, соразмерности (масштабов архитектуры с человеком); архитектуру, отличавшуюся ясностью пространственной композиции, изяществом пропорций, гармонией, величественностью, что станет характерным для искусства Возрождения. Брунеллески пользовался набором элементов классической архитектуры – колоннами, пилястрами, арками, но создавал из них совершенно новые комбинации и добивался таким образом ощущения легкости и грации.Достигал он этого (например, в Оспедале дельи Инноченти) за счет нижнего этажа фасада в виде легкого портика, который он развернул по горизотали во всю ширину. Такое зодчество положило начало новому ренессансному облику городских зданий. В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам. Фактически, он начал новую эру в архитектуре и ему это, безусловно, удалось. Только в ХХ веке архитекторы восстали против ренессансной традиции так же, как в свое время восстал Брунеллески против традиции готической.
Другие публикации:
Время как фактор композиции
О времени в связи с картиной, по мнению Волкова Н.Н., можно говорить в четырех аспектах: как о творческом времени, как о времени ее восприятия, как о времени локализации в истории искусства и в творческой жизни художника, и, наконец, об и ...
Лорис Аззаро
Известный модельер и парфюмер, прославившийся своими нарядами для вечеринок и изысканными мужскими парфюмами. Наибольшей известности достиг в 1970-е годы прошлого столетия. Среди его клиенток были такие звезды кинематографа, как Софи Лоре ...
Фотосъёмка птиц
Для фотографирования птиц широко используют метод организации укрытия для фотографа, места, в котором можно скрытно разместиться, не потревожив объект съёмки. Практически всегда используются телеобъективы. ...