Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этому слову другое - "эго". Получилось -эгофутуризм. ("Я-будущее" или "я в будущем"). В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Еgо, в который, кроме Северянина, вошли Г.Иванов, К.Олимпов (К.Фофанов), Грааль - Арельский. В январе 1912 кружок был преобразован в "Академию Эго поэзии". Из-за внутренних распределени, главным образом между Северяниным и Олимповым, "Академия" в конце 1912 распалась. На страницах журнала "Гиперборей" Северянин объявил о своем выходе из всех групп: " .находя миссию моего Эгофутуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад".
Однако Эго-Футуризм продержался еще какое-то время. Примкнувший в последний момент к "Академии" Иван Игнатьев (И.Казанский) создал на ее руинах объединение "Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм" (иногда его называют "Петербургский Глашатай" - по названию основанной Игнатьевым газеты.) После самоубийства Игнатьева в январе 1914 эгофутуризм практически перестал существовать, хотя отдельные попытки его возрождения имели место.
Теория эгогфутуризма незначительна. На его "скрижалях" (именно так был назван текст, содержащий основные положения эгофутуризма), варьировалось на все лады "восславление Эгоизма". Игорь Северянин -самый крупный поэт эгофутуризма - декларировал свою позицию в стихах.
До нас Державиным стал Пушкин, -
Нам надо новых голосов!
Теперь повсюду дирижабли
Летят, пропеллером ворча,
И ассонансы, точно сабли,
Рубнули рифму сгоряча!
Не терпим мы дешевых копий,
Их примелькавшихся тонов
И потрясающих утопий
Мы ждем, как розовых слонов".
(Пролог "Эго-футуризма". Поэза-грандиоз).
"Эго" и "кубо" футуризм роднит прежде всего отношение к слову. "Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам", - эти слова из манифеста кубофутуристов можно отнести и к Игорю Северянину.
Я повсеградно окрылен!
Я повсесердно утвержден.
У Олимпова встречаются урбанистические образы
Мозги черепа —улицы города.
Идеи — трамваи с публикой — грезы
Мчатся по рельсам извилистых нервов .
Не чурались эгофутуристы и эпатажа. Я гений Игорь-Северянин . — в 1912 это звучало эпатирующе). Однако в стихах Северянина было то, что отсутствовало у "гилейцев", -певучесть, изящество, тонкая ирония. "Эго" Северянина чуждо "глумленью надо всем святым" (Не Лермонтова — с парохода / А бурлюков — на Сахалин.) Главное же: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемая кубофутуристами расправа с прошлым. (Они -возможники событий, где символом всех прав - кастет/). Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок (слова Ф.Тютчева), и предисловие к нему написал символист Ф.Сологуб.
В истории литературы Игорь Северянин - вождь эгофутуризма. Но для читателей - "только поэт".
6. Другие группировки футуристов
После "кубо" и "эго" возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них - "Мезонин поэзии" (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и "Центрифуга" (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак, К.Большаков, Божидар (Б.Гордеев) и др.). Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей "истинного" футуризма. Новым "бойцам" приходилось воевать уже не столько с прежней литературой, сколько с лидерами самого футуризма и "перекрывать" их по части их же лозунгов. " . не желая больше поощрять наглость зарвавшейся банды, присвоившей себе имя Русских футуристов, заявляя им в лицо . Вы предатели и ренегаты . Вы самозванцы . Вы трусы . Вы . будете поставлены в необходимость получить в руки свои истинный послужной список пассеистов" (т.е. Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему). Под этими словами из манифеста "Центрифуги"- "Грамота" стояли подписи Н.Асеева, С.Боброва, И.Зданевича, Б.Пастернака.
"Мезонин поэзии", вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913-1914, даже не выпустил своего манифеста. Его заменили статьи М.Росиянского (Л.Зака) Перчатка кубофутуристам и В.Шершеневича Открытое письмо М.М.Россиянскому. Оставляя смысл логике и науке и не удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневич предлагали: первый - "слово-запах", второй - "слово-образ", что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников "Мезонина поэзии" не было.
"Центрифуга", организованная С.Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Из изданий "Центрифуги" можно отметить сборники поэзии и критики Руконог (1914) и Второй сборник Центрифуги (1916), сборники стихов Н.Асеева Оксана (1916), Б.Пастернака Поверх барьеров (1917) и др. Книги "Центрифуги" оформляли "левые" художники (А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий и др.).
Другие публикации:
Середина
1970-х годов
К середине 1970-х годов утвердились основные принципы граффити-искусства и культуры. На это время приходится пик популярности и распространенности граффити, отчасти потому, что финансовые условия не позволяли администрации Нью-Йорка борот ...
Основные жизненные и творческие позиции В. Ван Гога
и П. Гогена
В истории культуры такие явления, как союзы и объединения, встречаются достаточно часто. Это и передвижники, и члены художественного объединения "Мир искусства", и художники "Абрамцевского художественного кружка", и мн ...
Франческо Петрарка
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304— 1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Творческое наследие Петрарки огромно. Его имя обессмертила лирическа ...