Понятие «музей»

Материалы » Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции » Понятие «музей»

Страница 1

Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеевым с философских позиций: музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей определён как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Между тем подход к музею как к научно-исследовательскому и культурно-просветительному учреждению, вполне закономерный и удобный в социально-организационной сфере культуры, оказывается недостаточно продуктивным для проведения аналитических или прогностических исследований, поскольку он не позволяет выявить природу музея и его обусловленность той средой, в которой он возник, существует и развивается. «Учрежденческий» подход к музею уже не вполне соответствует и современным реалиям музейной практики. Поэтому многие исследователи используют в качестве аналитической абстракции представление о музее как о социокультурном институте.

Социокультурный институт не сводится к наличию учреждений или организаций, занимающихся отведённой им деятельностью, хотя именно они-то и обнаруживают его присутствие в обществе и культуре. Социокультурный институт обязательно включает также носителей (кадры), соотнесённых с его целями, определённые «блоки» деятельности, её результаты и связанные с ней отношения; кроме того, ему присуща система функций, которые соотносят его с другими сферами культуры и общества. Попытаемся более конкретно рассмотреть структурные элементы музея как социокультурного института.

Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. По образному выражению М.С. Кагана, «вещь имеет "двойное подданство" — она есть природно-материальный и одновременно культурный объект». Вещи обладают не только объективно присущими им характеристиками, но и социально значимой информацией, ведь в них зафиксированы, или «опредмечены», знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания и т. п. Именно со «сверхприродным» качеством вещей заключать в себе социокультурный смысл, служить человеку его собственной проекцией, выступать символом абстрактных понятий, идей или же иного «невидимого мира» связан такой специфический вид деятельности человека, который словацкие музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять и пр., поскольку они представляют для него и для общества определённую ценность.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Эгейская
С 1874 по 1885 г. Немецкий археолог Генрих Шлиман работал на территории Балканского полуострова - в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древнейшей Греции. В начале XX в. Английский археолог А ...

Музыкальное искусство как культурный феномен Бразилии
Получив в качестве исходного материала набор музыкальных традиций Европы, Африки и индейцев, музыка Бразилии сформировалась как бесконечное смешение стилей, ритмов и звуков. Существует музыка региональная, характерная для каждого штата, а ...

Гомеровская Греция
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского по имени легендарного автора эпических поэм “Иллиада” и “Одиссея”, описавшего это время.Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их неп ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы