Клод Моне пишет портал знаменитого Руанского собора, и свет играет на каменном кружеве и скульптурах собора, отбрасывает тень и растворяет очертания здания в светло-воздушном мареве. Этюды ни один не повторяют друг друга: на одном собор изображён в серых тонах (характерных для пасмурного дня), на других собор кажется нежно-розовым в лучах восходящего солнца, на третьих он переливается золотом, особенно ярко выделяющимся на фоне голубого неба.
Выставленные в Музее импрессионизма картины Клода Моне не имеют привычных рам, они просто «вставлены» в стену. Такой принцип размещения экспозиции поначалу поражает посетителей, но ведь художник и хотел «поймать мгновение», вызвать у зрителей иллюзию быстрой смены освещения, изменяющего видимый мир.
Эдгар Дега, на первый взгляд, казался человеком странным и противоречивым. Его настоящая фамилия де Га, но он еще смолоду отказался от аристократической приставки. Его готовили к блестящей карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных искусств. Он был склонен к молчаливому одиночеству, не терпел шума, презирал рекламу и славу. С годами его замкнутость стала легендой. И вместе с тем темы для своих картин он черпал в самой гуще городской жизни.
Пейзажей он почти не писал, он всегда влюблённо наблюдал и писал человека. Свои картины он не рисовал на месте, поставив своим принципом «Наблюдать, не рисуя, и рисовать, не наблюдая».
Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. В «Танцевальном классе» и «Голубых танцовщицах» изображены балерины — но не сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряжённое внимание, то ли утомление, парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям .
И вместе с тем полотно, созданное Дега, прекрасно той истинной красотой, которая присуща только настоящему искусству. В «Голубых танцовщицах» само радужное мерцание чистых красок вызывает мелодию танца. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зелёные, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях.
Дега был блестящим рисовальщиком. В отличие от других импрессионистов, превыше всего ставивших цвет, он по-настоящему понимал выразительность линий. А критики упрекали его в том, что он «срезает» предметы и людей, что он просто не умеет разместить желаемое на полотне и уложиться в размеры картины.
Кроме живописи, Эдгар Дега увлекался и скульптурой. В специальной витрине Музея импрессионизма выставлены небольшие фигурки его прачек, танцовщиц, обнажённых натурщиц и лошадей.
Одновременно с импрессионистами выступил и Поль Сезанн, сын мелкого банкира из Экса. Но вскоре Сезанн отошёл от них. Он хотел передать на своих полотнах не световые эффекты или изменчивость воздуха, а, наоборот, — устойчивость и определённость окружающего мира. Взяв живописную технику импрессионистов, он хотел ввести её в пределы строго продуманной формы. Поэтому на его холсты ложились плотные, уверенные мазки, изображённые на картинах фигуры и предметы приобретали весомость и материальные черты.
Сам Сезанн говорил: «Глаз и ум должны дополнять друг друга. Надо усиленно работать над их взаимным развитием». И он был тружеником из тружеников. До последнего дня жизни работа была его единственной страстью. Посылая свои работы в Салон, он даже не рассчитывал, что их там примут. Художник писал Камиллу Писарро, что испытывает наслаждение оттого, что его работы заставляют Академию «краснеть от ярости и отчаяния».
Полотен Поля Сезанна в Музее сравнительно немного, и все они относятся к 70—80-м годам его творчества. Это пейзажи парижских окрестностей, натюрморты (цветы, яблоки, апельсины, лук), а также фигурные композиции — «Игроки в карты» и «Женщина с кофейником».
Жизнь этих людей (а также тех, кого мы называем постимпрессионистами) была наполнена радостным, вдохновенным трудом. Поэтому, несмотря на то что постоянная и порой безвыходная нужда преследовала их во все времена, так радостно, так безмятежно солнечно их искусство.
Другие публикации:
Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы
духовной жизни общества
Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной сист ...
Предназначение культуры
Культура- очень сложный, многогранный механизм, охватывающий все сферы жизни людей. Функции, которые она выполняет, являются важными, в какой-то мере даже основополагающими. В первую очередь, культура удовлетворяет духовные потребности че ...
Профессия бармен
Какая профессия позволяет трудиться, находясь в атмосфере отдыха? Кто имеет навык делать коктейли и жонглировать бутылками? Ответ явен: бармен.
Бармен вынужден уметь не только смешивать разные напитки и разливать спиртное гостям. От него ...