По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Об этом религиозном течении известно не много – предполагалось, что промискуитет был частью обрядовых таинств, отправляемых её адептами, желавшими таким образом достичь того состояние невинности, в котором пребывал Адам до грехопадения. Отсюда другое название – «адамиты». Френгер утверждает, что «Сад земных наслаждений» (откровенная эротическая сцена в центральной части триптиха – это вовсе не осуждение необузданной чувственности, а изображение ритуалов секты) и другие произведения Босха связаны с адамитами и их доктриной. Успех Френгера объясняется отчасти её новизной, сенсационным характером, но в ещё большей мере – тем, что она оказалась созвучна в нашем веке представлениям о безграничной сексуальности и свободной любви как о ценностях, как о средствах исцеления различных психических и социальных недугов. Интерпретация Френгера, как не привлекательна она для совместного мироощущения, звучит все же не убедительно. Прежде всего, у нас нет достоверных доказательств, что Босх когда-либо был членом секты адамитов и создавал для неё свои произведения. Последнее заслуживающее доверия упоминание о деятельности этой секты в Нидерландах относится к 1411 году. Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери».
Другие публикации:
Возвышение Вавилона
Теперь кратко обрисуем обстоятельства, при которых Вавилон из небольшого городка превратился в столицу великого царства. Политический хаос, возникший после падения царства Ш династии Ура, длился около двух веков. Мелкие и мельчайшие царс ...
Эффекты сценические
Эффекты сценические (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений. Сценические эффекты применялись уже в античном театре. В эпоху Ри ...
Скульптура Древнего Египта
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ...