Еретик или наставник мудрости

Материалы » Творчество Иеронима Босха » Еретик или наставник мудрости

С конца XIX века, после длительного периода забвения, творчество Босха начинает привлекать внимание исследователей. Этот интерес непрерывно возрастает на протяжении нашего столетия, порождая сотни посвящённых ему статей и десятки монографий. Ряд открытых в последние годы документов проливает свет на некоторые другие факты биографии художника, но и сейчас, как и сто лет назад он продолжает оставаться «темным» художником, одно из самых загадочных фигур в мировом искусстве.

В эту эпоху Высокого Ренессанса творчество Босха знаменует, казалось бы, возврат назад, обращение к морально-религиозной проблематике и символическому языку искусства средних веков, и в то же время, пожалуй, ни один из мастеров на севере Европы не выразил с такой полнотой красоту и богатство реальной действительности, так далеко не заглянул в будущее, как этот художник, совмещающий в себе на первый взгляд несовместимые элементы художественного мироощущения.

Мрачный фантаст, «почетный профессор кошмаров», провозглашенный современными сюрреалистами своим духовным отцом, он был в тоже время создателем удивительно тонких, поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Меткость жизненных наблюдений, глубокое проникновение в сокровенные пласты внутреннего мира человека прочно спаяны в его работах с причудливой символикой, странными аллегориями, туманными иносказаниями. Персонажи картин Босха – плоды гениального воображения художника – часто и устрашают нас противоестественностью совмещений в одном образе человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно забавляют пародийной реальностью и каким-то кишащим многообразием своей нелепо деловитой, снующей по всем направлениям, кипящей и волнующейся жизни; они похожи и на кошмарные образы апокалипсиса, смердящие серным запахом преисподней, и на веселых чертей карнавала. Во многих своих произведениях Босх создаёт прямую сатиру на католическое духовенство; он нарушает основные каноны христианской иконографии; его трактовка традиционных религиозных сюжетов часто выходит за рамки католической ортодоксии и уже современниками художника могла восприниматься как еретическая. Однако через полстолетия после смерти художника самый свирепый гонитель религиозных ересей, «наикатоличнейший из монархов», испанский король Филипп II, собирает лучшие его произведения и даже в своей спальне в Эскориале помещает его «Семь смертных грехов», а над рабочим столом – повторение «Воза сена».

Другие публикации:

Жанры кинематографа и анимация
Сегодня во всех жанрах кинематографа анимационные эффекты используются в той или иной степени. Можно увидеть эти эффекты во многих работах, но, конечно, глядя на некоторые из них, ощущаешь, что в каких-то планах использованы спецэффекты, ...

Искусство и история Гжели
Сейчас как никогда популярным стало звучное слово «Гжель». За ним нам видиться—красивый белый фарфор с синей кобальтовой росписью чашки, чайники, кувшины, квасники, вазы, скульптурки-игрушки, кукольная посуда. На их ладных емких формах по ...

Призвание – режиссер
Учиться режиссуре Кнебель не пришлось – она вторглась туда не убоявшись тернистости этого пути. И все же она училась со всей свойственной ей прилежностью на каждом спектакле, который ставила, в особенности, когда оказывалась рядом с имени ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы