Успешность игровых действий футболистов, по данным Г. М. Гагаевой, В.В.Медведева и др., в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.
В процессе игровых действий футболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов или их элементов (6-8), что и определяет объем его внимания. Причем он воспринимает в этих объектах малейшие детали, например отдельные элементы движения соперника, его взгляд и т.д., что позволяет ему быстро и правильно организовать и выполнить свои ответные действия.
Внимание вовремя игры имеет произвольный характер, игрок сознательно сосредоточивается на процессе игры, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей. Важнейшая особенность внимания футболиста - его высокая интенсивность, доходящая в наиболее ответственные моменты игры до предельной напряженности. Так как современный футбол отличают быстрые и внезапные действия, игрок при необходимости должен уметь мгновенно повышать интенсивность своего внимания. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает футболист.
Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют также высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его на протяжении всего поединка, что, в конечном счете, сказывается на эффективности игры. Рядом исследований установлено, что устойчивость внимания футболистов во второй половине игры под влиянием утомления и других факторов нередко снижается, что, естественно, влечет за собой увеличение количества всевозможных ошибок.
Современный футбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, футболист должен в то же время анализировать обстановку, решать тактические задачи и выполнять сложные действия. Принимая мяч, футболист одновременно распределяет внимание между многими моментами: определяет расстояние до мяча и до игроков, следит за перемещениями игроков своей команды и команды соперника, выбирает способ обработки мяча и т.п. Количество таких одновременно или последовательно происходящих эпизодов может быть различным, так же, как и степень их отчетливого восприятия. Все это характеризует распределение внимания.
Особое значение в соревновательной деятельности футболиста в зависимости отхода игры имеет быстрота переключения внимания, с одних двигательных действий на другие, нередко совершенно иные по структуре и характеру. По данным наблюдений, футболист выполняет за игру свыше 600 отдельных действий, а в течение секунды внимание игрока переключается поочередно на 3-5 объектов.
Как было отмечено выше, все перечисленные качества внимания значительно изменяются в зависимости от состояния тренированности.
На основании всех трех этапов тактической подготовки можно составить схему последовательности: развития навыков ее и подводящие упражнения, совершенствующие тактическое мастерство каждого игрока и команды в целом.
- Быстрое нападение;
- Зонная защита;
- Постепенное нападение;
- Персональная защита;
- Комбинированная зашита [18, 22].
В процессе тактической подготовки футболистов, тренер должен уделять большой объем работы воспитанию и совершенствованию ее практических навыков и умений. Так как теоретическая часть подготовки вроде бы проста, занимающиеся легко и быстро усваивают и понимают все, что объясняет и требует тренер, а на занятиях на игровой площадке у футболистов возникают сложности во многих игровых упражнениях. Если индивидуальные тактические действия формируются довольно быстро, так как игрок легко запоминает свои игровые функции и обязанности, то с групповыми и командными действиями дело обстоит сложнее: они требуют высокого понимания и согласованности.
Другие публикации:
Историография
Слово «ренессанс» (фр. renaissance) произошло от термина «la rinascita», который впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых итальянских живописцев, ваятелей и зодчих» изданной в 1550—1568.
Термин «Возрожд ...
Основные средства выразительности театрального искусства. Декорация
Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые во ...
Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Абакана. в исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 20 человек, которые мы разделили на две группы по 10 человек. Группа из 10 человек, где использовалс ...