Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища, вместе с ним удалялся и бог. Изображения богов делали из ценных пород дерева, там, где тело не было покрыто одеждой, его покрывали золотыми пластинками. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней, их облачали в пышные одежды, надевали украшения. Во время специальных церемоний одежды менялись. Изображения богов всегда антропоморфно, соблюдаются также пропорции человеческого тела, исключение делалось только для второстепенных божеств – бог-бык сын Шамаша, бог-змея, иногда двуликие головы, бычьи уши.
Распространена была и ассирийская традиция изображения бога Ашшура и царя в одинаковых позах и одеждах. Общим является: при воплощении божества важны были не столько черты лица, сколько детали одежды и прочие атрибуты.
Роль божественного изображения была двоякой. С одной стороны оно служило центром обрядов жертвоприношения, с другой, оно фигурировало во всех церемониях, демонстрировало связь города и божества.
Отправлением культа в Месопотамии занимались жрецы. Посредник между богом и людьми именовался "помазанный". Помазание у ассирийцев и вавилонян появилось задолго до появления Библии. Простые люди не должны были общаться с богом. За помощь в общении с богами жрецы получали богатые подношения. Звание жреца передавалось по наследству. Жрецы должны были обладать рядом установленных качеств: безупречное поведение, привлекательное лицо и совершенное тело, высокий рост, определенный вес, рождение только от законного брака.
Среди жрецов было много ученых, особенно на них распространялись астрологические обязанности, т.к. и для самой месопотамской религии была характерна астрологизация божеств. Слово "бог" в клинописи обозначалось как "звезда".
Метафизически (в сверхчувственных сферах) божество в Месопотамии воспринималось как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое было характерно только в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, являющееся божественным и священным, также и царю. Это отражено в молитвах.
Исходя из характеристики текстов молитв Лео Оппенхейм делает вывод, что влияние религии на отдельных людей и общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на имущество человека. Как само собой разумеющимся воспринималось смерть. А в культе городского божества отдельный человек участвовал как зритель. «Человек жил в умеренном религиозном климате", который более определялся социальными и экономическими условиями, чем культовыми.
В целом, говоря об особенностях религиозных воззрений в Месопотамии, можно отметить следующие черты: пантеизм, антропоморфность божеств, огромное количество божеств, соответствие божеств в шумерской и аккадской мифологии, придание особой роли жрецам как посредникам между богом и людьми, отсутствие представлений о загробной жизни, фиксация индивидуальных божеств, божественное происхождение царской власти.
Другие публикации:
Культура Японии
Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась в значительной степени под влия ...
Техника палеолитического искусства
Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Такие крупные каменные резцы были найдены на стоянке в Ле Рок де Сер и не оставляют сомне ...
Питер Брейгель
Питер Брейгель (Breughel, Brueghel или Bruegel) Старший, или «Мужицкий» [ок. 1520-30 — 5 (9) сентября 1569, Брюссель], величайший нидерландский художник 16 века. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко нацио ...