В 1962 г. в Кремле в здании собора Двенадцати апостолов и в Патриарших палатах был открыт филиал Оружейной палаты — Музей прикладного искусства и быта XVII века. Здесь восстановлен интерьер приказной избы XVII века, выставлены посуда, оружие, ткани, шитье, украшения работы русских и иностранных мастеров. В нижнем ярусе Филаретовской звонницы устраиваются выставки из собрания Оружейной палаты и других кремлевских музеев.
С 1967 г. начала действовать экспозиция Алмазного фонда, в которой представлены символы императорской власти — держава, скипетр, корона. Здесь же — редчайшие драгоценные камни и ювелирные изделия XVI — XIX вв.: алмазы «Орлов» (189, 62 кар) и «Шах» (88, 7 кар), крупнейший в мире граненый сапфир (258, 8 кар), самый крупный из сохранившихся в мире золотых самородков «Большой треугольник» (36 кг). В XX в. собрание Алмазного фонда пополнили камни «Мир», «Айхал», «Удачная», интересные по форме золотые самородки «Мефистофель» (20, 25 г), «Заячьи уши» (3 кг 344 г). В Алмазном фонде представлены современные ювелирные изделия отечественных мастеров.
В комплекс кремлевских музеев входят также Благовещенский, Архангельский и Успенский соборы, церковь Ризоположения. Благовещенский собор, построенный в 1484–1489 гг. псковскими мастерами, поначалу был трехглавым, а в 1952 г. были устроены еще две главы. Северный и западные входы в собор украшены белокаменными порталами с медными дверями. Пол, выполненный из яшмы, был перенесен сюда в XVI в. из Ростова Великого. В иконостасе Благовещенского собора сохранились фрагменты росписи 1508 г., а также иконы XIV — XVII вв., в том числе, работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.
В обработке стен Архангельского собора, построенного в 1505 — 1508 гг., широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительным орнаментом, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы. На стенах собора сохранилась роспись XVII века, исполненная мастерами Яковом Казанцом, Степаном Рязанцем, Иосифом Владимировым и другими. В 13-тиметровом резном деревянном позолоченном иконостасе — иконы XV–XVII вв. Архангельский собор знаменит и тем, что долгие годы служил усыпальницей русских великих князей и царей.
Начало Третьяковской галерее — крупнейшему ныне в мире собранию русского искусства — было положено в мае 1856 г., когда московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832–1898), решивший посвятить себя собирательству произведений русских мастеров, приобрел две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Худякова. Эти полотна П.М. Третьяков поместил в своем особняке в Лаврушинском переулке в Замоскворечье. В последующие годы П.М. Третьяков собирал произведения современной отечественной живописи, главным образом художников реалистического направления — передвижников В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Шишкина и других. Собрание пополнялось также картинами, рисунками и этюдами А. Иванова, В. Верещагина, В. Поленова и других русских мастеров.
Третьякову удалось собрать портретную галерею знаменитых соотечественников, в которую вошли портреты, исполненные по его заказу художниками Н. Невревым, Н. Ге, В. Перовым, И. Репиным, И. Крамским и другими. Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских художников XVIII — первой трети XIX вв. — Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, О Кипренского, В. Тропинина и других.
Старый дом Третьякова, уже не вмещавший новых приобретений, был перестроен архитектором А.С. Каминским, и с 1873 г. галерея картин была открыта для посещений, а с 1881 г. она стала общедоступной. Вскоре собрание П.М. Третьякова пополнилось коллекцией западноевропейской живописи, принадлежавшей его брату Сергею Михайловичу Третьякову (1834–1892), известному общественному деятелю, бывшему московским городским головой в 1977–1881 гг.
31 августа 1892 г., уже после смерти брата, П.М. Третьяков передал свою галерею в дар городу Москве, и с той поры она стала именоваться Московской городской художественной галереей П. и С. Третьяковых. Оставаясь попечителем галереи, Павел Михайлович продолжал пополнять коллекцию. Он начал приобретать работы художников нового поколения — М. Нестерова, В. Серова, К. Коровина, И. Левитана. В 1890-е гг. у Третьякова складывается собрание древнерусских икон, в их числе «Троица» Андрея Рублева, иконы Дионисия и С. Ушакова. Тогда же возникло собрание русской скульптуры. Последним прижизненным приобретением П.М. Третьякова была картина Левитана «Над вечным покоем».
Другие публикации:
Вилла Ротонда
Ла-Ротонда (La Rotonda) — загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла А ...
Литература
В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих (наприме ...
Качественное различие между фоном и добавочным изображением
Одна из характерных черт, которую сегодня мы привыкли видеть в фильмах и редко думаем, почему раньше нельзя было создавать такие изображения, это комбинированные планы, в которых трудно понять, где и когда создатели фильма использовали ме ...