Культура начала 19 века

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Культура начала 19 века

Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.

В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период — время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени).

На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи. Большим событием в культурной жизни России стала написанная в 1822-1824 гг. комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова (поставлена в 1831, опубликована в 1833).

В царствование Александра стали выходить журналы, которые во многом изменили общественно-политическое и культурное лицо России — «Вестник Европы» (основанный Карамзиным в 1802), «Северная пчела» (Ф. В. Булгарина), альманах декабристов «Полярная звезда».

В 1823 был образован философско-литературный кружок московских интеллектуалов под названием «Общество любомудров». Ведущими теоретиками любомудров были Одоевский и Веневитинов.

Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии. Почти все «любомудры» были приверженцами романтизма, его основных принципов – национализма, индивидуализма и универсальности.

«Любомудры» считали, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, философами», что необходимо построение самостоятельной русской философии.

Для первой трети 19 века в искусстве ведущим стилем являлся классицизм. Особенно ярко проявился он в изобразительном искусстве и архитектуре.

К выдающимся образцам русского классицизма в архитектуре можно отнести: здание Адмиралтейства (1806-1823, по проекту А. Д. Захарова), Казанский собор (1801-1811, архитектор А. Н. Воронихин), Исаакиевский собор (1818-1858) и Александровская колонна на Дворцовой площади (1829-1834) архитектора О. Монферрана, здания Сената и Синода, Александринской театра, Михайловского дворца, арка Главного штаба на Дворцовой площади архитектора К. И. Росси.

Классицизм в живописи получил название академизма, наиболее яркими представителями которого были К. П. Брюллов и А. А. Иванов.

Другие публикации:

Жак Огюст Доминик Энгр
Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинаю ...

Джордж Лукас
Многие художники ждут признания десятилетиями. Лукас же в тридцать три года не просто прославился своей третьей картиной – знаменитыми «Звездными войнами» (1977 год), а навсегда вошел в историю кино. Успех «Звездных войн» был ошеломляющи ...

Абстракция и стилизация
Каждая картина является, по сути дела, неким набором наиболее характерных черт изображаемого предмета, так как фотографически точно воспроизвести его все равно невозможно. Поэтому в искусстве вопрос ставится иначе: какова приемлемая степе ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы