Культура "присутствует" буквально во всех сферах жизнедеятельности человека. Так, говорят о политической, правовой, философской культуре личности, о социокультурном пространстве, о культурной политике и т.д.
Феномен культуры буквально "пронизывает" всю социально-духовную жизнь общества. В условиях нравственно-духовного кризиса, охватившего общество, культура, по существу, может явиться тем фактором, который способен консолидировать общество на новых идейно-нравственных ценностях.
Что же представляет собой феномен культуры? Есть ли такое емкое определение культуры, в котором были бы отражены, "схвачены" все ее проявления?
На сегодняшний день такого определения нет. В настоящее время и в отечественной, и в зарубежной литературе по проблемам культуры насчитывается более 400! определений культуры. Вполне понятно, что такой "разброс" мнений не способствует тому, чтобы дать единую, сущностную дефиницию данного явления. Одно определение дают философы, другое - социологи, третье - культурологи и т.п.
Так, культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, как единство неких символов, выражающихся в языке, как реализацию сущностных сил человека, как состояние духовности в обществе и т.п.
Можно ли дать единую, сущностную дефиницию феномена культуры? Представляется, что это довольно сложно. И вот почему. Как уже говорилось выше, культура "присутствует" буквально во всех явлениях, сторонах общественной жизни, которые очень подвижны, изменчивы, и, в свою очередь, требуют своего объяснения.
Так сейчас, в связи с информационными процессами в обществе, встает вопрос об информационной культуре общества и личности, о включении интеллектуальных систем в различные сферы жизни общества, а это уже требует и другие подходы к анализу культуры. Поскольку феномен культуры является полифункциональным явлением, то, более плодотворным при его рассмотрении будет выделение, анализ реальных подходов, где так или иначе "присутствовали" бы характерные черты, признаки, особенности данного явления. Рассмотрение нескольких подходов позволит избежать субъективизма и произвола в объяснении данного феномена, позволит более полно охватить все связи и взаимодействия данного явления с другими.
Прежде всего феномен культуры следует рассматривать как особый способ человеческой жизнедеятельности. Здесь - и единство объективного и субъективного, и раскрытие в актах самой деятельности сущностных сил человека: знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т.д.
В данном случае культура будет выступать, как способ организации, регуляции. Самой жизнедеятельности общественного человека, повышения уровня его общественной активности. Культура и будет "направлять", регулировать эту самую деятельность, являясь своего рода технологией .
Культура - это и совокупность знаковых систем, сложившихся в обществе. Посредством символов, знаков как ценностей и смыслов культуры осуществляются коммуникационные процессы в обществе, сохраняются его социальная память и опыт.
Другие публикации:
Некоторые вопросы технического совершенствования
Использование спецэффектов в игровом кино имеет свою историю. Частично мы уже упоминали об этом. Первый раз подобные эффекты использовались в коротком фильме "Казнь Марии, королевы Шотландии". В этом фильме, созданном на студии ...
Единство мысли и чувства
Художественный образ - единство рационального и эмоционального. Эмоциональность - исторически ранняя первооснова художественного образа. Древние индийцы полагали, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнявших ...
Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество
Первыми русскими художниками – живописцами были, несомненно изобразители церковной живописи, заимствовавшие технику письма от тех греческих мастеров иконного дела, которые появились на Руси одновременно с введением христианства. Одни из н ...