В целом рассвет монументальной живописи привёл в самом конце 5 – начала 4 века до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодность средств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанесло ущерб графической чёткости, отличавшее шедевры греческой керамики. Роспись начинают заменять намёками, ярко раскрашенными и рельефными фигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, это уже не расписная керамика. Налепы могли быть красного, голубого, белого и даже желтого цветов. Применение различных красочных тонов вызывается полным упадком краснофигурной техники вазописи.
Большие любители греческой расписной керамики, этрусские считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то может определила общее развитие этрусской монументальной живописи.
«В некрополе Панское 1 обнаружено погребение молодой женщины. В правой руке она держала сетчатый лекиф, датировка которого 4 в. до н. э., его первой половиной, не вызывает сомнения. Около кисти левой руки лежал краснофигурный глубокий килик (рис.14). Он имеет примечательное изображение. На стороне А: юноша в лавровом венке сидит на грифоне, скачущем вправо. На стороне Б сюжет более обычен: стоящая женщина с тирсом в левой руке - менада. Форма сосуда, его размеры, характер венчика, профилировка ножки свидетельствуют о том, что килик относится к группе толстостенных киликов конца 5 - начала 4 в. до н. э. Хотя, он ближе всего к чашам, которые датируются четырёхсотым годом или началом 4 в. до н. э. Это видно при изучении содержания сюжета, а также качества рисунка и о возможности отождествить его с работами рисовальщиков этого времени».
В некоторых областях, точнее Фасос, Гераклея, Синопа, Аканфа, было найдено большое количество амфор. В том числе, аттическая краснофигурная гидрия (4 в. до н. э.), с рельефными фигурами Афины и Посейдона, найденного в Керчи. Представляет интерес для истории искусства на этой вазе лишь то, что мы видим воспроизведения более не существующих скульптурных групп западного фронтона Парфенона.
В 4 веке до н. э. боспорские правители и богачи, в том числе, местная и варварская знать, стали главными покупателями расписной аттической керамики. Больше всего греческих ваз этой эпохи найдено в Керчи и многие хранятся в музеях нашей страны. «Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется керчинским» [8,с.201].
Заканчивая обзор греческого классического искусства, хочется упомянуть ещё об одном замечательном памятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это знаменитая на весь мир Италийская ваза 4 в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании). Она названа за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» (рис.15), и, хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающая высшее достижение греческой пластики. Главное, в чернолаковой вазе из Кум – это её действительно безупречные пропорции, стройный контур. Поражают общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившиеся рельефы яркой раскраски), посвящённые культу богини плодородия Деметры. Здесь же изображены знаменитые Элевсинские мистерии, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизирую смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы, печали.
Другие публикации:
Роберт Индиана
Американский мастер художник, гравер и скульптор Роберт Индиана широко признан в качестве одного из видных представителей американского поп искусства. Он известен своими смелыми простыми знаковыми изображениями цифр и букв.
Родился Робер ...
История становления и развития сети учреждений культуры
для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской ...
Миф как феномен первобытной культуры
Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотникам ...