Керамика эпохи эллинизма 3 – 1 века до н. э.
«Художественная керамика Александрии получила широкое распространение за её пределами. Расписные александрийские вазы находят в различных эллинистических городках, в том числе в античных поселениях Ольвии, Боспора, Херсонеса. Создано много различных изделий, украшенных рисунками, выполненные эмалевой краской, поражающие яркостью тонов, орнаментальностью узоров, сложностью красочных сочетаний. Памятники александрийского искусства наряду с пергамскими, родосскими, афинскими дают представление по характеру сложного и противоречивого художественного процесса в период эллинизма основано на тесном слиянии греческих и местных форм, на новых отличавшихся от классических эстетических принципов» [13,c.256].
«В Северном Причерноморье последней четверти 4 – первая треть 3 века местами нахождения амфор являлись: Херсонес, Фасос, Гераклея, Синопа. А во второй трети - конце 3 в. до н. э. к ним добавляются местности: Коса, Радоса, Книда. Прекращают изготовление керамической продукции Гераклея, ближе к первой половине 2 в. до н. э. – Фасос. Активность проявляют Родос, Книд и Кос (вторая половина 2 в. до н. э.)» [9,c.11].
В македонскую эпоху у греков изготовление сосудов перестало быть искусством и превратилось в ремесленное производство поделок, главное достоинство которых заключалось в дорогом материале и богатой декоративной отделке.
Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму, на внутренней её поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок. Между бороздками мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму обсушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.
В качестве примера такой посуды можно привести Мегарскую чашу 2 в. до н. э (рис.16). Тонкими лентами обвивают сосуд орнаменты. Они кажутся суховатыми и схематичными, не сравнится с великолепием расписной керамики прежних лет. Как будто мастера вернулись к своим истокам, геометрическому стилю. Лишь единственное отличие – поверхность сосудов заполняется изображениями не полностью, остаётся пустое место возле кромки сосуда.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что расписная греческая керамика, как и любое явление, прошла свой путь, который носит циклический характер, имея свое логическое начало и завершение. Начиная с росписей геометрического стиля, продолжая великолепными композициями чернофигурной и краснофигурной техники, она закончила свое существование схематизмом и геометризмом. Однако, последнее явление в эпоху эллинизма существенно отличается от архаического. Если раньше это были плоскостные изображения, то потом, благодаря развитию форм сосудов, лепнины, монументальной скульптуры, они превратились в объемные, и представляли собой лепные полоски, ромбы, круги и прочее.
Другие публикации:
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства:
· гармония,
· уравновешенность,
· упорядоченность и красота форм,
· четкость,
· пропорциональн ...
Эллинистический Египет. Египет – Римская провинция
С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры – Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами их владычество пр ...
Отечественная
культурологическая мысль ХIХ-ХХ вв
Развитие культурологической мысли в России имеет ряд особенностей, обусловленных пограничным положением, которое занимала русская культура и история между Европой и Азией. Отсюда и «противоречивость русской души», которая по мнению Н. А. ...