История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов, причём на языке римлян – латинском – говорила лишь небольшая часть Средней Италии (Лациум). Ещё более значительной стала этническая пестрота в римском государстве после обширных завоеваний.
Согласно античной традиции, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, на Палатинском холме. Археологические раскопки, производившиеся в нынешнем столетии на названном холме, обнаружили там остатки бедного поселения 7 в. до н. э., подтвердив справедливость основного зерна древнего предания.
Этрусская керамика раннего периода (12 - 1-ая половина 6 вв. до н.э.).
«Раскопки акрополя Лавиния дали керамику 12 – 11 вв. до н. э. и доказывают, что место это было известно задолго до возникновения здесь крупного городского центра. Известна урнами, характерными для данной культуры, Виллианская область. Урны-канопы – это сосуды в форме крутобокой амфоры с крышкой для хранения пепла усопших. Подобные вазы уподоблялись культовым сооружениям, имеют вид обычных жилых построек и украшены в верхней части лепными фигурками (шлемами, головами животных, птиц и людей). Поверхность урны расширялась в центре, и расписывалась меандрами, треугольниками, квадратами и полосами. Один из таких примеров – это виллиановская урна (рис.17). Позже орнамент на канопах был вытеснен и представлен горизонтальными полосами или рядами фигур людей и животных.
Установлено множество других центров археологии. Многие из них, даже относясь уже к известным центрам (Тарквинии, Черветери, Орвьето, Марцаботто), столь значительны, что подчас меняют сложившиеся представления. Особенно велико значение раскопок совершенно новых центров, раньше не имевших никакой прочной документации (Рузеллы, Пирги, Акваросса, Грависка)» [3,с.176-178].
Письменные источники датируются лишь 7 в до н.э. Первая надпись обнаружена на Бычьем рынке на вазе. Именно 7 в до н.э. – век становления и укрепления этрусков, расширения их торговых связей, развития морского флота, создания союзов городов, каждый их которых представлял независимое от соседей государство. Хотя римские историки редко упоминают о взаимоотношениях греческих центров с этрусскими, невидимая грань существует. Это и наблюдается в найденных глиняных сосудах. Так, раннее было указано, что роспись на урнах представляла собой совокупность геометрических фигур, что роднит ее с геометрическим стилем эллинов.
Но керамика этрусского производства существенно отличается от греческой. Этрусские сосуды не уступали греческим с точки зрения техники, но они стоят гораздо ниже в художественном плане. Местная керамика делится на 2 группы, к одной из которых принадлежат амфоры и чаши, копирующие греческие вазы. Вторую меньшую группу составляют нерасписные сосуды среднеазиатского и египетского типа с грубо выполненными пластическими украшениями.
«Сосуды второй группы разделяют по цвету глины на черные (буккеро) и красные (импасто). Первые более неуклюжие, большей частью необожженные и поэтому, несомненно, древнее последних, закаленных на огне. Древность черных сосудов подтверждается еще и тем, что они были найдены большей частью в древних гробницах Южной Этрурии» [4,с.102]. По другой версии, наоборот, керамика импасто считается более древней. А для сосудов буккеро, в переводе с итальянского «черная земля», использовался более совершенный обжиг, так, что глина приобретала черный цвет.
«Сосуды импасто красноватого или темного цвета создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но на гончарном круге. В собрании Эрмитажа имеется граненный котел импасто (рис.18) с торчащими в стороны протомами - львиными мордами с разинутыми пастями и вытянутыми шеями. Кажется, они служили не только оберегами содержимого сосуда, но и своеобразными ручками для переноса большого, почти шаровидного котла.
Довольно много в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины – усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами. Сосуды, получившие широкое распространение в 7 в до н.э., не очень изменялись в формах и принципах обработки.
Сосуды буккеро той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (рис. 19). Гончар сумел придать творчески воображенным фигуркам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии.
Другие публикации:
Фольклорный танец
Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный та ...
Военный музей в Доме Инвалидов
Идея создания санатория, где могли бы поправить свое здоровье верные слуги Франции, раненные в бою, принадлежала Людовику XIV. Ныне Дом Инвалидов известен, во-первых, как изумительное строение с видом на чудесную эспланаду и, во-вторых, к ...
Полупрозрачное изображение
Когда мы беседуем о системе, создающей полупрозрачное изображение, или говорим, что в нашем фильме есть нефокусная часть, мы используем технику, с помощью которой можно сделать любой эпизод картины полупрозрачным. Техника создания такого ...