Этрусский мастер Наццано изобразил на краснофигурном кратере взятие ахейцами Трои (рис.22). Поверженный на землю седовласый царь Приам защищается руками от напавшего на него и занесшего меч для удара ахейского воина. Афродита, необычно толстая, с некрасивым лицом, оберегает Елену от нашедшего неверную супругу и разгневанного Менелая. Драматические бурные сцены, развевающиеся одежды, резкие повороты фигур характеризуют эту и другие композиции ваз 4 в до н.э, мастера которых явно пытались развивать принципы роскошного стиля древнегреческой вазописи.
Так, этрусская керамика делится на чисто этрусскую, которая начиналась со сложных форм и закончилась упрошенными, но более тяжелыми к 5 в до н.э., и греческую, в свою очередь, различающаяся на собственно греческую и подражаемую эллинам этрусскими мастерами.
Керамические сосуды периода республики и империи в Риме (5 в. до н.э.-5 в н.э.)
Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.
Во времена республики происходит упадок расписной керамики. Она теряет свою художественную ценность. Посуда имеет чисто утилитарное значение, по-римски прагматическое, значение, поэтому не найдено ярких примеров расписной керамики.
«Кухонную посуду составляли горшки разных видов котлы, в том числе солдатские походные, сковородки, посуда для воды и молока, подойники, корыта для теста, разного рода лоханки, кувшины для черпания и ношения воды. Римляне использовали большие блюда, тарелки, соусники, салатники. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы. Большая часть сосудов принадлежала к разряду кубков, некоторые имели форму чаш и бокалов. Вино к столу подавалось в амфорах и кратерах, которые ставили на подставках. Пили его из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Мелкие различные сосуды, употреблялись римлянами для мазей и благовоний, они были греческими и имели греческие названия» [4,с.200].
В период империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.
«Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковою посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовлении красной глазури, имеющие ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающих блеск сургуча.
Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В 1 и 2 вв. н.э. особенно процветали мастерские Галии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах – Пергаме и на Самосее. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской» [1,с.175].
«Образцы арретинской керамики – чаще всего небольшие по размерам сосуды (чаши, кубки, иногда блюда или кувшины) – отличаются красивым и чистым красным цветом и невысоким рельефами на внешней поверхности стенок.В арретинкой керамике, годы расцвета которой приходилось на последнюю четверть 1 в. до н.э. и первую четверть 1 в. н.э., нашли отражение вкусы римлян ранней империи и черты стиля, господствовавшие тогда и в других видах искусства. Как и в мегарских чашах, рельефы на некоторых арретинских сосудах создавались с помощью форм, имевших «негативные» углубленные изображения. Они оттискивались в мягкой глине на поверхности сосудов, а затем покрывались красным лаком и подвергались обжигу в горячих печах.
В сюжетах рельефов арретиских ваз часто можно видеть дионисийских божеств, и нередко в них фигурируют сатиры и менады. Много создавались также сосудов с эротическими сценами, встречаются изображения музыкантов, жрецов около жертвенников, эротов, танцовщиц в высоких головных уборах; показывали в этих рельефах богиню победы с крыльями.
На примере одной из арретинских ваз можно убедится, что помимо сюжетных сцен, в данном случае цапля со змеей (рис.23), они включают и орнаментальные узоры из гирлянд цветов, чередующихся листьев, побегов аканфа и т.п. Аретинские чаши изящны по форме, и в общих керамических объемах и в деталях (в узорах рельефов). Сочность контуров стенок сосудов, прочность ножек, придающих им устойчивость, широта зияющих раструбов горл – все несет в себе следы чисто римской расчетливости и целесообразности, счастливо сочетающихся с эллинистическими, гармоничностью и декоративностью.
Другие публикации:
Анализ особенностей библиотечного дела в Перми
Целью данной главы автор ставит изучение развития библиотечного дела в Перми в историческом аспекте и на примере библиотеки областного и районного значения. Рассматривает основные направления и формы работы в целях выявления утверждения о ...
Монументальный стиль
Фильмы монументального стиля - это ленты без сценария, смысл произведения доносился до зрителей не через разработку характеров или сюжет, а через новый вид монтажа - "монтаж аттракционов", важная роль в котором отводилась жестам ...
Художественная самодеятельность: определение и признаки
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотогр ...