Я. Ратнер указывает, что “каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово), пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя”. “Развернутость на зрителя” в шоу — это система экспресивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом.
Единицей воздействия в зрелищных искусствах является аттракцион. «Спектакль, фильм, цирковая программа, шоу — все это различные виды аттракционных систем», утверждает А. Липков.
С. Эйзенштейн понимал сущность зрелища как совокупность разного рода элементов, сводимых к одному знаменателю — аттракциону. Аттракционом именовался “ .всякий агрессивный момент театра… , подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному .", т.е., по С. Эйзенштейну, аттракцион — это элемент произведения, способный интенсивно воздействовать на зрителя, вызывая у него ту или иную планируемую эмоцию.
Если рассматривать значение слова, его этимологию, то латинский корень “attraho” означает притягивать. В более широком понимании аттракцион — это не просто цирковой трюк, а приманка для зрителя, завлекающая его в зал, привлекательность, прелесть зрелища, удерживающая внимание.
В работе “Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона”, пытаясь привести в систему огромное разнообразие аттракционных явлений и воздействий, с которыми человек сталкивается в окружающей его действительности, А. Липков дает свою классификацию аттракционов. Он справедливо считает, что все многообразие аттракционов, встречающееся в реальной жизни, заимствуется зрелищными формами. Автор классифицирует аттракционы по следующим признакам: 1) преднамеренные и непреднамеренные; 2) по эффекту, на который они рассчитаны и 3) по содержанию. Их несколько: аттракцион-неожиданность, аттракцион-рекорд, аттракцион-красота, аттракцион-уродство, аттракцион-диковина, аттракцион-чудо, аттракцион-казус, аттракцион-тайна, аттракцион-запрет, аттракцион-скандал, аттракцион-риск, аттракцион-смерть, аттракцион-насилие, аттракцион-катастрофа.
Эйзенштейновский принцип "монтажа аттракционов" направлен на постижение особенностей механизмов воздействия на зрителя в различных видах искусств, иначе говоря, через термин “аттракцион” С. Эйзенштейн пытался выразить единицу измерений воздействия в искусстве. Анализ эйзенштейновского наследия по вопросу “монтажа аттракционов” приводит нас к выводу, что в этой теории главной для режиссера была .установка на конечную цель, на контроль за эмоциями, сгущаемыми в ту или иную сторону, диктуемую целью спектакля. Режиссерская задача при работе над тем или иным материалом виделась С. Эйзенштейну в переложении темы в цепь аттракционов с заранее заданным конечным эффектом. При этом он понимал, что аттракцион — не подмена содержания произведения, а лишь средство найти этому содержанию наиболее емкую, точную, действенную форму.
К. Станиславский подчеркивал, что качественную сторону представления необходимо "больше всего беречь и усовершенствовать ради … поставленной режиссером цели", т.е. акцентируется внимание на отношении содержания и формы в драматическом искусстве, где содержание должно главенствовать .
Но шоу никогда не ставит в качестве главной задачи быть последовательно сатирическим и злободневным. В любой шоу-программе на первом плане зрительского восприятия оказывается отнюдь не политическая или общественная актуальность, а яркость внешней формы, демонстрация мастерства, исполнительский язык и т.д. Особый тип зрелищности в шоу Г. Фукс видит в следующем: “Краткие представления, богатые сконцентрированными, разнообразными и ритмически связанными переживаниями”.
Шоу-программа – это быстрая и непрерывная смена ощущений, неожиданностей и эксцентрических разрешений сценических ситуаций. Шоу представляет из себя «сгущенное зрелище». При этом качество сгущенного зрелища выше обычного качества эстрадного искусства: максимум разнообразия, максимум выразительности.
Особая атмосфера, возникающая на шоу-представлениях, свидетельствует, что проблема развлечения переходит в проблему общения, в удовлетворение потребности в эмоциональном катарсисе. Известно, что катарсис может происходить не только в процессе восприятия трагедии, он возможен и в концертном зале, и даже на спортивном зрелище.
Другие публикации:
Основные функции культуры
Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, инфор ...
Георгий Лукомский
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) – одна из самых заметных, можно сказать, знаковых фигур в архитектурной жизни России Серебряного века. Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талан ...
Общая характеристика эпохи средневековья
В средневековье натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догмами, инквизиция подавляла, жестоко расправляяс ...