Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Страница 3

Концерт – само слово концерт (от латинского — «con» -понятия «концерт» и «certo» - состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами. Появление на профессиональных концертных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах: после сыгранной пьесы там шел еще «дивертисмент», в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров. Дивертисменты родились в конце XVIII века и длительное время существовали под эгидой театра. Однако даже через сто лет знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных». И далее: «Смотря по программе, концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического .». Практически имели хождение оба понятия — концерт и дивертисмент, первое из которых прежде незыблемо соотносилось лишь с музыкальными жанрами.

Концертное творчество как разновидность концертного искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества состоялся, необходимы хотя бы элементарные специфические условия. Выступления артистов в обстановке праздничного гулянья, пиршества, ярмарочного веселья не могли в полной мере рассчитывать на обостренное внимание зрителей, на их единую ответную реакцию. Так называемый «неорганизованный» зритель не чувство вал за собой обязанности завязывать с артистом какие-то, пусть кратковременные, отношения. Публика такого рода являлась пассивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться и увлечься происходящим или рассказываемым только- в случае, если его это заинтересовало. Из истории нам известно- множество примеров печальной зависимости артиста от настроения случайной аудитории, от других обстоятельств, отрицательно сказывающихся на творчестве. Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия. Заметим, что театр из-за своей специфики (протяженности действия, достаточно сложного декорационного, а затем и светового оформления) издавна функционировал в специальных помещениях, а театральная публика была приучена к определенным нормам поведения во время театрального представления.

В августе 1992 года по всей Москве прошли концерты под общим названием «Виват, Россия!» с финалом на Поклонной горе в постановке И. Шароева. Празднование 850-летия Москвы. В последние годы проводится большое количество массовых праздников проведённых за последние годы, ведь каждый праздник, будь то День Города или Новый Год, сопровождается каким либо зрелищем, или это массовое гулянье или праздничный концерт или большая шоу-программа. Сегодня зрелищные программы - шоу становятся завсегдатаями всех культурно – досуговых заведений от рядовых Дворцов Культуры и ночных клубов, до стадионов и парков отдыха.

Английское слово «Show» в значении зрелища становится заменой традиционному понятию представления показа. Но вместе с тем западные эстрадные шоу с участием «звезд» показывают, что это особое явление культурной жизни нашего времени, которое имеет свои методологические принципы построения. Разобраться в сути понятия нам поможет обращение к лексическому значению термина, к тем смысловым образованиям, которые заложены в этимологии данного слова. Шоу — иностранное слово, заимствованное русским языком из английского. В “Англо-русском словаре” 1970 года издания имеются следующие значения шоу:

“Show — 1. Показ, показывать. 2. Зрелище, спектакль. 3. Выставка. 4. Витрина. 5. Внешний вид, видимость. 6. Показная пышность, парадность. 7. Предприятие, организация. 8. Возможность проявить свои силы, удобный случай (разг.). 9. Сражение, компания (воен.)".

В современном издании “Нового англо-русского словаря”, датированном 1996 годом, добавляются такие значения:

“Show — глагольная форма: 1. Быть видным, показаться. 2. Показывать. 3. Проявлять, выставлять, демонстрировать. 4. Проявляться. 5. Доказывать, подтверждать. 6. Демонстрировать (фильм), давать (спектакль), выставлять (картины). 7. Проводить, ввести".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства
Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следоват ...

Самодвижение
Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник задает все изначальные параметры образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художеств ...

Постимпрессионизм
Этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Именно ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы