Необходимым этапом в изучении особенностей технологии концертно-зрелищных программ необходимо обратиться к истокам таких понятий как «зрелищность», «концерт», «шоу», которые позволят проследить эволюцию концертно-зрелищных программ с момента их возникновения до наших дней.
Зрелище – то, на что смотрят, что является предметом наблюдения, обозрения, картина; 2. представление, спектакль.
Зрелищность – зрительное представление (большое отклонение в сторону узко-трюкаческую, «фокусническая зрелищность» - показ ловкости и смелости.
Зрелищный – связанный с о зрительским впечатлением.
Начало развития зрелищ уходит в глубь времён. Начиная с древних обрядов, жертвоприношений богам, просматривается наличие игрового, зрелищного начала. Создавалась живописная картина: ночь, костры, обрядовые массовые танцы, шаман, бьющий в бубен, таинство жертвоприношения, массовые молитвы в песнях и завываниях – чем не зрелище?
Древняя Эллада - место, которое стало колыбелью первых Олимпийских игр, являющихся первыми зрелищами. Поклонение богу плодородия Дионису стало главной линией в празднованиях человека. Малые (сельские) Дионисии, Великие Дионисии, Афинские Линеи, Анфистерии – таковы были названия наидревнейших праздников. Но уже в то время в них можно было заметить контрастное сопоставление жанров и этическое аффектное влияние на зрителя.
В Древнем Риме происходит разделение людей на участников и зрителей - что явилось достижением эпохи. Это проявляется в знаменитых Боях Гладиаторов, Столетних Торжествах, весёлых Луперкалиях, праздниках Перекутий и Оваций.
Следующей вехой в развитии массовых зрелищ стал Ренессанский Карнавал. Карнавал в Венеции был праздником, не знающим дня и ночи. Здесь всё смешивалось в единое целое – процессии, игры, песни, акробатические показы, танцы, спортивные состязания, выступления жонглёров, и всё это нельзя себе представить без красочных костюмов и знаменитых Венецианских масок.
На карнавалах XIV столетия впервые появляется действие с выписанным сценарием, название которого «Битва карнавала и поста». Как и полагалось, в средние века церковь и её служители упорно боролись с «безумствами и развратом», творившимся на карнавалах. Именно карнавалы стали «народной трибуной», на которой высмеивались действия церкви и ее служителей.
Поражать и удивлять, воспитывать и назидать – вот задачи, поставленные перед средневековыми мистериями XV века во Франции. Эти задачи естественно потребовали от зрелища новаторских решений. И как следствие этого, возникли три специфические системы организации представления. Кольцевая система, система беседок и передвижная (система педжентов и повозок). Все они позволили развиваться действию во многих точках одновременно, что было очень эффективно для того, чтобы проходило одновременное действие, а зритель вовлекался в контекст постановки. Все эти новые принципы построения зрелищ позволили организовывать действие на большем пространстве. Все постановки при такой организации становились более органичными и действенными, чем в простых формах.
Во второй половине XVI века зрелища приобретают иные пространства. Дворцы королей и крупных вельмож с радостью открыли для них свои двери. Массовые зрелища становятся изобретательны и даже изысканы, а постановщиками таких зрелищ становятся очень известные деятели того времени. Например, великий Леонардо да Винчи поставил представление, посвященное женитьбе молодого герцога Дж. Галеаччо (включая пиротехнические эффекты).
Великая Французская Революция принесла идею создания празднеств, организующих клокочущую энергию восставших масс. Представления Ж.-Ж. Руссо имели жесткую идеологическую направленность. Самым известным сценаристом того времени стал Луи Давид. Умело, крупным штрихом создавал он массовые действа, где сменяли друг друга звучания военных духовых оркестров и многотысячных хоров, объединённых с выступлениями драматических артистов и танцевальных групп, где ансамбли трубачей и барабанщиков своими призывными зовами предворяли шествие батальонов национальной гвардии, сопровождаемое пушечными выстрелами и пиротехническими эффектами.
Девятнадцатый век – век романтизма. В этот период истории человечества не происходило большого количества массовых действий по причине самого романтизма. Интенсивные переживания романтического героя, индивидуалиста по своей глубинной сути, оказывали сильное противление массовому сознанию. Основной формой досуга являлось проведение балов во дворцах, в которых принимал участие ограниченный круг представителей высшего общества.
Другие публикации:
Мифология
Наиболее древней системой ценностей является миф. Японская мифология формируется под влиянием характерных для Японии природных условий. Климат Японии изменчив и переходит от умеренного в северной оконечности до субтропического на юге. Ост ...
«Черный фильм»
Конец 40-х, 50-е и начало 60-х годов отмечены в американском кино не только картинками на общественные темы в духе Стэнли Крамера. Большое распространение получил жанр «черного фильма».
«Черным фильмом» называлась особая вариация кримина ...
Проблемы использования новейших технологий в современном
кинематографе
Возникновение компьютерных спецэффектов в кино внесло существенные изменения. В экранной культуре возникли новые возможности, новые проблемы. И нам надо определить эти проблемы и эти возможности, если мы хотим эффективно использовать нову ...