Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное

Страница 2

В этот период во Франции готовится «мина замедленного действия», которая в последствии буквально взорвёт спокойную жизнь народа.

Париж. Конец XIX века. Общественный бал никогда не носил звания «театра». Театр обнаруживал здесь всяк сюда входящий: импрессионисты – импрессионистический, натуралисты – натуралистический, художники, писатели, поэты искали тут лица, пластику, черты поведения своих героев. То, что ныне видится прообразом коммерческих увеселительных заведений XX века, современники считали самым естественным, свободным, полным «уличной» темпераментности и вместе с тем, глубокого психологизма театром конца XIX века. Именно на этих балах появляется знаменитый зажигательный кан-кан, как издёвка над танцами богатых, да и все программы были построены на колких шутках по поводу «высоких» отношений и манер, присущих балам богатых. Всё здесь было наполнено гротеском. Надо сказать, что пример проведения таких вот народных балов стал показательным для многих стран. Достаточно вспомнить, как популярен был кан-кан в России, а о танго, чарльстоне, твисте вообще говорить не приходится. Можно сказать, что благодаря французским открытиям в СССР появилось понятие «эстрада».

Наступил XX век. Из написанного выше определения зрелищ, нам стало ясно, что они идут в ногу со временем в своём развитии. Как известно, XX век стал веком мировых коллизий, потрясений и переворотов. Можно вспомнить: война 14-го года, погребение праха Неизвестного Солдата под сводами Триумфальной арки Парижа 11 ноября 1920 года, революция 17-го года в Петрограде, 1941 – 45 Великая Отечественная Война и т. д.

В 20-е годы в Германии и в России создаётся множество политических агитспектаклей. 1918 год в Красном Петрограде состоялся политический спектакль под открытым небом. Реформатором балаганного театра в России начала XX века стал А. Алексеев – Яковлев он и создал первые политические театры под открытым небом, а так же, принимал непосредственное участие в постановке «Мистерии – буфф».

Явлением в истории отечественного театра стали Маяковский и Мейерхольд. В 20-е годы ими были поставлены такие постановки как: «Меч мира», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца».

В результате революции в России возник особый вид зрелищности, который стал, по существу, новым видом искусства, выработавшим такое средство выразительности, как зрелищная агитация. Это зрелище было агитационно-пропагандистским способом наглядного обучения и просвещения масс. Социально-эстетическая особенность этого типа зрелищ состояла в том, что они политические идеи делали доступными и наглядными. Зрелищная агитация была рассчитана на восприятие широкими народными массами; слово в таком действе заменялось зрелищной формой общения; предполагалось показать, в сущности, неграмотному человеку в живых картинах историю человечества. Социальная функция зрелища определяла его яркую, доходчивую форму.

От митинга, демонстрации, манифестации массовое представление берет заряд действенности с преобладанием активно воздействующих средств: широкий жест, групповые пантомимические "живые картины" с укрупнением игровой ситуации. Как и театральное представление, зрелище должно сформировать у зрителя образ, но достигается этот результат при помощи понятной, "открытой" аллегории, доступной эмблемы, через плакат и т.д. Для усиления воздействия вводится целый ряд зрелищных, "ударных" эффектов: ритмические контрасты, увеличивающие эмоциональное напряжение, эстрадные и цирковые трюки, музыкальные и световые эффекты, различного рода декоративные элементы.

Характерным примером являются эстетические принципы "Синей блузы", театрального направления 20-х годов: нужно знать 15-20 эффектных приемов, с помощью которых можно создавать бесконечное количество программ на любую тему; особо популярными являются такие приемы, как исполнение хоровой мелодекламации, яркие пластические решения (пирамиды, акробатика, "танец машин" и многое другое).

В конце 50-х годов на Всемирном фестивале Молодёжи и студентов, а именно в 1957 г., знаменитый режиссёр И. М. Туманов ставит серию массовых зрелищ. Митинг памяти Хиросимы на Манежной площади, праздник балета, массовое выступление гимнастов с общим финалом на стадионе – такова была культурная программа фестиваля. Незабываемое празднество 250-летия Ленинграда было воплощено в жизнь режиссёром Г. Н. Товстоноговым. И ни как нельзя не сказать о грандиозной Олимпиаде-80 проходившей в Москве. Она стала большим культурно – спортивным событием с феерическим открытием на стадионе имени В. И. Ленина в постановке И.Г. Шароева, и не менее зрелищным закрытием под чутким руководством мастера И.М. Туманова. Надолго советские люди запомнили того улетающего мишку, символ олимпиады, и знаменитые кадры плачущих людей на экранах телевизоров, провожающих вместе с мишкой весёлые и дружные дни, проведённые в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Христианство
Классическая версия утверждает, что язычество не позволяло Древней Руси чувствовать себя полноправным партнером евроазиатского культурного и торгово-экономического процесса. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Существуют вполне достоверные ...

Христианское проповедничество Европы
Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовного красноречия был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Иго мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное ...

Понятие «картина мира»
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы