В России усиливается разложение феодально-крепостнических отношений, силу набирают капиталистические идеи. Рост просвещения, печати и книжной торговли создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития библиотечного дела. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей из купечества, мещанства, разночинцев.
Царское правительство, побуждаемое развитием производительных сил, принимает меры к открытию научных, учебных и других специальных библиотек. Однако остро ощущалось необходимость открытия публичных библиотек, однако царизм, боясь распространения антиправительственных взглядов, ограничивал эту деятельность, был усилен надзор за книгопечатанием, книжной торговлей и состоянием фондов библиотек.
Министерство духовных дел и народного просвещения образовало научный комитет, одной из задач которого была рекомендация книг для библиотек учебных заведений, общественные библиотеки могли приобретать только книги, изданные его типографией. В 1824 году в результате проведенной ревизии библиотек учебных заведений было сожжено сотни книг «противных вере, правительству и нравственности». Широкое распространение получили религиозные и мистические книги, с 1826 года повсеместно открываются церковные и церковно-приходские библиотеки.
Опасаясь, что публичные библиотеки могут быть использованы для «разглашения вредных толков» или «совершения каких-либо злых умыслов» против самодержавия, правительство установило за ними строгий контроль и разрешило открывать только на добровольные пожертвования граждан. В 1850 году было отменено право научных библиотек беспрепятственно получать иностранные издания из-за границы. В результате усилившегося надзора правительства Николая I, многие публичные библиотеки прекратили свое существование.
Цензурному надзору и жандармским репрессиям подверглись и коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения. В результате проведенных ревизий многие владельцы этих учреждений были арестованы и подвергнуты репрессиям.
Научные и специальные библиотеки развивались в эти годы несколько успешнее, возросло их число при учебных заведениях, к началу 30-ых годов в России имелись 62 гимназических библиотек и несколько десятков библиотек при уездных училищах. Открылись библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров в Петербурге, ремесленного училища в Москве. Научные библиотеки образовывались при научных обществах – Обществе истории и древностей российских, Обществе испытателей природы, Минералогическом обществе в Москве и Петербурге.
Открылось пять новых университетских библиотек в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте, Киеве, которые имели право беспрепятственно выписывать книги и периодические издания из-за границы, но комплектование их фондов осуществлялось бессистемно и зависело в основном от добровольных пожертвований. Фондами университетских библиотек могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университетов, для студентов создавались специальные «казенные» библиотеки, комплектовавшиеся преимущественно учебниками и справочниками под строгим надзором правительства.
В 1814 году в Петербурге открылась Публичная библиотека (ныне Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), предназначавшаяся для «любителей учености и просвещения», имевшая 300 книг на русском языке, составлявших 1% от общего фонда, после предоставления права на получение обязательного экземпляра это количество резко возросло.
Публичная библиотека в первой половине XIX века была малодоступным для населения учреждением, не удовлетворяла растущих запросов читателей и не выполняла своего назначения как национальная библиотека.
Другие публикации:
Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
По окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды". М ...
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства:
· гармония,
· уравновешенность,
· упорядоченность и красота форм,
· четкость,
· пропорциональн ...
Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX
века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения ...